Христос Воскресе!

С воскресным днем всех вас, дорогие братья и сестры! Этот день именуется Неделей о самаряныне, поскольку мы с вами слышали Евангелие от Иоанна, где говорилось о событии, которое произошло близ города Сихарь, когда Господь наш Иисус Христос, оказавшись возле колодца, встретился с самарянкой (см.: Ин. 4, 4-42).

Один из православных исследователей говорит о том, что для читателя Евангелие от Иоанна нередко воспринимается как цепь непрестанно сменяющих друг друга недоразумений. Евангелие сегодняшнее – это яркий тому пример. Недоразумение одно накладывается на недоразумение другое, и мы задаемся вопросом: для чего евангелист Иоанн дает нам это повествование?

Как известно, четвертое Евангелие написано в конце первого века апостолом Иоанном в дополнение к первым трем. И оно вошло в историю Церкви сразу под названием Духовное Евангелие, то есть в нем сделан особый акцент на учении о Духе. Значит, и сегодняшнее Евангелие в определенном смысле нам должно раскрыть нечто о даре благодати Святаго Духа для человека. Это обстоятельство нередко ускользает от внимания верующего человека.

Итак, Христос вместе с учениками пришел к колодцу. Ученики тотчас ушли за едой, полдень, жара. Господь, утрудившись, присел, в греческом тексте использован глагол, который обозначает сильную степень изнеможения. Когда приходит женщина зачерпнуть воды, Господь говорит ей: «Дай Мне попить», – и женщина вдруг реагирует на просьбу достаточно нелицеприятно. Она задает ему вопрос: «Как это может быть, что Ты, еврей, просишь меня, самарянку, дать тебе воды?».

От нашего внимания ускользает, предложила ли самарянка Христу воды или нет. Читателю или слушающему в общем-то даже не до того, попил ли Христос или нет.

Господь, обращаясь к этой женщине, говорит: «Если бы ты знала, Кто с тобой говорит, то сама бы просила Меня, чтобы Я дал тебе воды, которая течет в жизнь вечную». Опять же слово «течет» здесь не совсем точно передает подлинник: скачет, прыгает, струится.

Женщина, вроде бы, и понимает и не понимает Иисуса, она провоцирует Его сказать нечто более понятное и просит: «Дай мне этой воды, потому что я не хочу  приходить сюда и постоянно черпать». Но дальше ответ Господа задает разговору неожиданный поворот, Христос говорит: «Приведи мужа своего». Она отвечает, что у нее нет мужа. И опять как бы недоразумение. Господь говорит: «Ты хорошо сказала, что у тебя мужа нет, у тебя было пять мужей и тот, с кем ты сейчас живешь, не муж тебе вовсе».

Символизм Евангелия от Иоанна буквально зашкаливает. Господь просит эту женщину дать Ему пить. Ему нужна вода или Он хочет, чтобы человек напоил Его чем-то другим? А чем Его может напоить человек?

Почему Христос заговорил с самарянкой? Во-первых, видимо, Ему приятно отсутствие лицеприятия в человеке. Женщина по-честному говорит: «Как Ты, еврей, можешь со мною общаться?». Во-вторых, ошеломляющим в самарянке является покаяние, которое совершается после откровения ей Господа о ее мужьях. Толкователи предполагают, что самарянка пришла к колодцу именно в полдень, когда никто не ходил, чтобы ни с кем не встречаться, чтобы ее не осуждали за жизнь, которую она ведет. Как только Христос указывает ей на ее «социальный статус», она тотчас говорит: «Вижу, что Ты пророк». То есть все меняется в ней во мгновение ока.

В-третьих, надо обратить внимание на богоугодность этой женщины. После покаяния, которое способно «напоить» Христа, она сразу приступает к богомыслию и говорит: «Где надлежит кланяться Богу, чтобы сделать это правильно?». Святитель Иоанн Златоуст замечает: смотри, как она сразу взлетела мыслью к духовному и к небесному, как сразу оставила все – и воду, и образ жизни.

Именно этой воды хочет от нас Господь, мы можем утолить жажду Богочеловека своими действиями и поступками, потому что для этого Он и пришел.

В-четвертых, женщина незаметно совершает важный поступок: она оставляет свой сосуд с водой и стремительно бежит в селение, сообщает всем, что Христос пришел, зовет всех на встречу с Ним. И люди действительно бегут – она убедила их своим свидетельством о Христе. Несмотря на свою репутацию, она пришла к этим людям преображенной, светящейся, сияющей и сказала, может быть, простые слова, но сказала так и с таким взглядом, что люди пошли ко Христу, и этим она также утолила жажду Христову.

Когда пришли ученики Господа и сказали: «Равви, ешь», – он отказался это делать, сказав: «Вы не знаете Моей пищи». Толкователи объясняют эти слова так: подобно тому как мы жаждем и алчем, так Христос жаждет нашего спасения. Значит, не только женщина, но и самаряне, которые пришли к Нему, образно утолили Его жажду.

Сегодняшним евангельским зачалом Святая Церковь четко обозначает перед нами главную цель нашей жизни: сделать так, чтобы не зря пришел Христос, чтобы та жажда, которую Он имеет, жажду спасти человека, все-таки была утолена, утолена всеми нами, каждым из нас. Утолена через простоту восприятия жизни, через покаяние, через богомыслие и желание всегда и постоянно всей своей жизнью проповедовать о Спасителе и о том великом даре, который Он принес, о даре, имя которому Благодать Святаго Духа.

Аминь.

Воистину Воскресе Христос!

Проповедь протоиерея Георгия Климова,
произнесенная в храме иконы Божией Матери
«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,
в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне. 

 02.06.2024