Всех вас, дорогие братья и сестры, с великим Господским двунадесятым праздником Вознесения Господня!

Святая Церковь вспоминает сегодня событие евангельской истории, которое имеет вселенский масштаб (см.: Лк. 24, 36-53). Писание повествует о том, как Господь наш и Спаситель Иисус Христос вознесся перед Своими учениками на Елеонской горе на Небо.

В тропаре этому празднику мы поем, что Господь, вознесясь на Небо, радость сотворил ученикам, во-первых, обетованием Святаго Духа, а во-вторых, тем явлением вознесения, которое апостолы узрели. Евангелие от Луки говорит, что апостолы возрадовались радостию великою. В чем же заключалось величие этой радости?

В дни Своего общественного служения Господь учил апостолов, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Небесное, что узок путь и тесные врата для того, кто стремится туда войти (см.: Деян. 14, 22, Мф. 7, 13-14). Когда Господь служил людям, Ему негде было главу приклонить (см.: Лк. 9, 58). Он обещал апостолам: «Вы будете пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь» (см.: Мк. 10, 39). После воскресения Христа ученики осознали, что радости от земной жизни, которая, по меркам обычного человека, должна ее сопровождать, им ожидать не следует. Но когда они узрели, что Господь возносится на Небо, они поняли, что вечная блаженная жизнь открыта для человека.

Чему обычно мы радуемся? Тому, что вдруг реализуется самое заветное желание, без которого мы не можем жить: радость является сердечным движением. Если апостолы возрадовались великой радостью при вознесении Господнем, это значит, что для них самой вожделенной была возможность наследовать блаженную вечность и бессмертие.

До Христа множество учителей приходило на землю, много было философских течений, которые обещали человеку вечность, но эта вечность была связана исключительно лишь с душой человека. Никому в голову не могло прийти, что блаженную вечность можно наследовать с плотью, но Всемогущий Господь являет нам это. Он свидетельствует о том, что весь человек в полноте – и дух, и душа, и тело – предназначен для вечности, для вечной блаженной жизни или же, наоборот, для адских мук.

Господь вознес человеческое естество на высоту Божества, посадив его одесную Бога Отца. Это значит, что Человеческое естество введено в полноту богообщения, и благость, и вечность Божественные оно в максимальной для себя полноте наследует.

Мы не знаем, как это будет, нам иногда даже кажется, что это невозможно, но Всемогущий Господь не посоветовался ни с кем из людей – ни с учеными, ни с физиками, ни с химиками, ни с биологами – но взял и сотворил так, что плоть предназначена для вечной блаженной жизни.

Это значит, что на каждом из нас огромная ответственность. Господь нам этот дар приносит, предлагает его для наследования, и мы должны его принять. А каким образом? Самое простое, понятное, элементарное – это постоянно вспоминать о том, что для Неба мы полностью, включая плоть, все предназначены.

Это значит, почаще глядя на свое естество, задавать себе вопрос: как я с такой немощной плотью на Небо пойду? И отказываться от грехов, от страстей, от всего того, что утяжеляет ее, делает неимоверно неподъемной. И чем больше человек будет очищать сердце свое, тем больше он будет чувствовать, что его плоть становится невесомей. Из историй жития подвижников благочестия, святых мы знаем о том, что во время молитвы, то есть во время богообщения, они отрывались от земли, возносились над землей, поскольку делались практически невесомые.

Да, великая задача стоит перед каждым из нас, нам предстоит очень непростое дело. Но пока мы здесь стоим, пока нет Второго пришествия, пока не вернулся Господь, мы имеем возможность исправляться. Долготерпение Божие не посрамит нас, дело только за нами.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,
произнесенная в храме иконы Божией Матери
«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,
в праздник Вознесения Господня.

 13.06.2024