С воскресным днем всех вас, дорогие братья и сестры!

В сегодняшний день мы с вами слышали евангельское повествование о насыщении пяти тысяч людей пятью хлебами Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом (см.: Мф. 14, 13-22). Повествование это хорошо знакомо каждому из нас. Мы знаем, что это чудо явило не только благость Божественную по отношению к человеку, но и символически явило то, что Царство Божие – это Царство с преизбытком. Не будет там никого, кто нуждался бы в чем-либо, недоедал или недопивал. Иными словами, для верующего человека события сегодняшнего повествования являются могущественным символом того, что Бог может все.

Но, с другой стороны, верующий человек не всегда оказывается под токами этой благости Божественной. Условия, которые необходимо соблюдать, чтобы стало так, должны быть четко обозначены для каждого из нас.

В сегодняшнем апостольском чтении апостол Павел обращается к коринфянам с настоятельной просьбой, можно сказать, с криком о необходимости хранить единение в общине (см.: 1 Кор. 1, 10-25). «Будьте едины, не разделяйтесь, – говорит апостол Павел, – я слышу, что среди вас идут толки, мол, я Кифин или Петров, я Павлов, я Аполоссов, а я Христов». «Разве разделился Христос?» – спрашивает апостол. А дальше говорит, на первый взгляд, очень неожиданные слова: «Благодарю Бога, что я никого не крестил из вас, если только некоторых из верующих, но их были единицы».

Почему апостол Павел так говорит? Он хочет засвидетельствовать перед верующим людьми, что абсолютно все в нашей жизни от Бога. Да, через руки апостолов Господь многое совершает, но не апостолы сами по себе, а исключительно Господь действует через них. Апостол Павел заканчивает обращение к коринфской общине такими словами: «Господь послал меня благовествовать не в мудрости слова, чтобы не упразднить Креста Христова, потому что слово Божие для неверующих безумие есть, для нас же, спасаемых, сила Божия и Премудрость».

Оказывается, что одно и то же действие Божие, которое совершается в мире, может, с одной точки зрения, оказаться безумием, а с другой – силой Божией и Премудростью. Как сделать так, чтобы для нас это была сила Божия и Премудрость? Ответ мы должны найти в слове Божием.

Например, в сегодняшнем повествовании о насыщении пяти тысяч пятью хлебами. В Евангелии от Матфея мы читаем, что, когда Господь услышал о казни Иоанна Крестителя от Ирода Антипы, Он удалился в пустынное место. Но народ пошел за Ним и понес своих больных и бесноватых, чтобы Господь исцелил их. И Христос исцелял этих людей, их было так много, что для этого понадобился целый день. Евангелие не уточняет, говорил ли Господь поучения для этих людей или просто только исцелял. Но когда солнце стало близиться к закату, Он сжалился над людьми. Апостолы уловили этот момент и сказали: «Место здесь пустынное и время уже позднее, давай отпустим народ, потому что нечего им есть». И вот Господь говорит: «Вы дайте им есть».

Но откуда взять пищу? Среди огромной толпы людей только один мальчик имел две рыбы и пять хлебов. И тогда Господь повелел всем людям возлечь на траве отделениями по пятьдесят человек и по сто. Поскольку только одних мужчин было пять тысяч, становится ясно, что людей было как минимум в два раза больше. Христос, помолившись и благословив в молитве хлеб, начал преломлять его и раздавать апостолам, а они людям.

Поставим вопрос: что думали апостолы, когда Господь начал преломлять хлеб и раздавать им? Если бы они были неверующие, с их точки зрения, это было бы юродство, безумие. Очень важно, что апостолы не имели ничего, но Господь говорит: «Вы дайте людям». Что они могут дать? Только то, что Господь в их руки вкладывает. Но ведь и апостолы голодны. Голодны и те люди, к которым в первую очередь попадает хлеб в руки, но благословение Божие исполняют все: как бы тебе ни хотелось есть, то, что тебе дали, передавай другому, а тот другой передает третьему, не зная и не веря до конца, сможет ли еще умножиться и преумножиться тот хлеб, который Господь преломляет.

А последние в рядах, возможно, вообще не видели, что происходит и что делает Господь, откуда к ним в руки пришел этот хлеб и рыба, им дали и они поели. Возможно, съев, что было, они попросили еще – и еще им дали, и ели все, и насытились. А пища была все умножаема и умножаема, ведь потом каждый апостол прошел по людям и собрал еще остатков по полной корзине, все было с преизбытком.

Итак, одно из очень важных условий – отдать другому то, что есть у тебя. Когда Церковь заповедует нам делиться с нищими, с теми, кто нуждается, кому нечего есть, пить, не во что одеться, часто мы говорим, что у нас у самих недостаток: и детей куча мал мала меньше, и родственники, и сродники, и самому не хватает. Эта позиция, которую занимает нередко даже очень верующий человек, является неверной. Она отрицает заповедь Божию, лишает как самого человека возможности быть насыщенным Божественной благостью, так и всех остальных. Нам нельзя забывать о том, что все, что у нас имеется, это есть благословение Божие. Если Господь отнимет Свою руку, как бы мы ни старались, мы ничего не будем иметь.

Итак, Христос призывает нас быть милосердными. Именно милосердие открывает сердце человека к дару Божественному, дару спасения, которое также есть Милосердие. Если мы не стяжем этого сердечного расположения, направленного на милость по отношению к ближним, мы никогда не сможем открыть свое сердце для дара Божественного, сердце наше не впустит его. Тогда мы останемся ни с чем, и все то, что делает Церковь и к чему призывает, нам будет казаться не делом спасения, а юродством.

Помолимся Господу о том, чтобы быть нам достойными чадами Церкви, чтобы всем вместе, заботясь друг о друге, идти ко Христу, быть с Ним. Только так мы сможем приобрести для себя блаженную вечность.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,
произнесенная в храме иконы Божией Матери
«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,
в Неделю 8-ю по Пятидесятнице.

 18.08.2024