Всех вас с воскресным днем, дорогие братья и сестры!

Сегодняшнее евангельское повествование было о хождении по водам Галилейского озера Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, а также апостола Петра (см.: Мф. 14, 22-33). Каждое евангельское событие неверно рассматривать обособлено, в отрыве от других событий, без учета контекста.

Буря на море произошла после насыщения Господом пяти тысяч пятью хлебами (см.: Мф. 14, 13-21). А после бури состоялась, согласно Евангелию от Иоанна, важная беседа о Хлебе Жизни. Христос сказал иудеям и апостолам: «Аз есмь Хлеб Животный, ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь, во Мне пребывает и Аз в нем. Истинно говорю вам, если не будете есть Плоти и пить Крови Сына Человеческого, не сможете войти в жизнь вечную» (см.: Ин. 6, 48-58).

Какое отношение к двум этим событиям имеет сегодняшнее повествование о буре? После чуда насыщения люди поняли, что Иисус может очень многое. Более того, они увидели в Нем того Мессию, которого ждали, который мог бы взять и из ничего сотворить много вкусной пищи и напитков, вдоволь накормить людей, чтобы они были счастливы, не трудясь, не работая, никак не напрягаясь. Эта мечта, которую лелеяли иудеи на протяжении веков, начинала в их сознании получать возможность реализации, поскольку Господь мог эту мечту воплотить.

Это возбуждение плотских мессианских чаяний народа начало́ заражать сердца и умы апостолов. И именно поэтому Господь, согласно началу сегодняшнего повествования, заставил, понудил учеников сесть в лодку и поплыть прочь, пока Он не отпустит народ.

Большинство апостолов было рыбаками и, если бы что-то предсказывало бурю, они сказали бы Господу, что пускаться в плавание по вечернему морю безумно, поскольку приближается страшный шторм и можно погибнуть. Но, видимо, была на море тишь и гладь, и апостолам в голову не пришло, что может что-то случиться. По каким же тогда причинам буря произошла? Мог ли Господь ее попустить для того, чтобы несколько часов апостолы, барахтаясь, находились в сознании того, что могут погибнуть? Господь, вероятно, бурей вразумляет их за проявленное сочувствие народу: они также начинают думать, как было бы хорошо, если бы Иисус, став царем Израиля, воплотил долгожданные мечты о блаженном земном царстве и господстве над всеми народами иудеев.

Во время бури происходит нечто важное с апостолом Петром. Он видит, что Христос не тонет, и быстро улавливает, что вне зависимости от того, в каких обстоятельствах находится Господь, там, где Он, – безопасно. Ведомый инстинктом самосохранения, Петр говорит: «Господи, повели мне прийти к Тебе». И Христос говорит: «Иди». И Петр идет, но вера его вдруг отключается, а включается разум, начинает действовать мудрование человеческое. Петр думает: «Что я делаю? Ведь от века не видано и не слыхано, чтобы человек ходил по воде». Как только Петр эту мысль допустил для себя, он начал тонуть. И тогда вскричал: «Господи, спаси меня!». Иисус ему сказал: «Зачем ты усомнился, маловерный?».

Апостолам вообще непонятно, зачем Христу идти по бушующей воде. Ранее в Евангелии есть сцена, когда апостолы плыли по морю и началась буря, а Господь спал на корме. Они разбудили Его, и Он одним Своим словом усмирил непогоду (см.: Мк. 4, 35-41). Ведь можно было сделать так, чтобы на Галилейском озере была тишь и гладь, по этой тихой водичке прошел бы Христос к апостолам, которые бы ничего не боялись, поскольку не было опасности утонуть. Но этого не случилось. Христос является во время Своего хождения по морю, Ему как Богу все равно – тишь или буря на воде. Ему ничего не будет, но Он хочет явить ученикам самое главное: если человек идет по направлению ко Христу, как апостол Петр, даже во время самой страшной бури ему нечего бояться. И даже если он начнет тонуть, но вспомнит о Христе, будет спасен.

Это важный посыл для того, чтобы понять, почему апостол Петр нашел в себе силы покаяться после того, как предал Христа. Господь явил ему это спасение как знамение: что бы ни произошло, даже если ты трижды отрекся от Господа и Бога своего, если пойдешь по направлению к Нему, будешь прощен. И апостол Петр этот урок усвоил.

И еще важный момент. Всеведущий Господь понимал, что сейчас Он накормил пятью хлебами пять тысяч людей и они будут искать Его, просить сделаться царем. Христос им скажет важные слова, которые мы сегодня вспоминали, о том, что Он есть Хлеб Жизни, о необходимости вкушения Плоти и Крови Сына Человеческого. Он понимал, что если апостолам не преподать урок того, что даже во время смертоносной бури Он как Всемогущий Бог может все, то Его слова о необходимости вступления в богообщение через таинство Евхаристии апостолы не смогут принять, они Ему не смогут довериться.

В шестой главе Евангелия от Иоанна мы читаем, что, когда Христос начал говорить о Себе как о Хлебе Жизни, многие из учеников сказали, что слышат странные, безумные слова и отошли от Него, и уже не ходили вслед за Ним. Христос спросил двенадцать: «Может, и вы хотите уйти от Меня?». И Петр ответил: «Куда нам идти, Господи? Ты имеешь глаголы вечной жизни, и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго» (см.: Ин. 6, 56-69). Когда же апостол Петр уверовал и познал? Если утром состоялась беседа о Хлебе Жизни, то накануне ночью Петр и прочие апостолы во время бури были спасены. Можно сказать, все мироощущение Петра, все его чаяния были буквально взорваны этим спасением, поэтому он Христа и исповедал Сыном Бога живаго.

Какое отношение ко всем нам имеет это повествование? Мы не ходим и не собираемся ходить по водам. Но любое чудо – это знамение, это символ того, что предлежит каждому из нас совершить. Господь готовит человека к вечности. И мы знаем, что не только по этой жизни нужно пройти, как по бушующей стихии, но еще и при переходе в вечность нам предлежит нечто великое, страшное и непредсказуемое. Тот, кто будет иметь сомнения, отдав свой разум плотским мудрованиям, не сможет пройти над страшною бездною и не утонуть.

В сегодняшнем повествовании на примере апостола Петра Господь хочет сказать каждому из нас: готовьтесь. Никого не обойдет смерть, каждому придется ее претерпеть, и от того, насколько в этот момент будет способен человек верою совершать шествие по смертоносной стихии к Спасителю своему, будет зависеть его вечная участь – или блаженная, или наоборот.

В сегодняшний день, дорогие братья и сестры, хотелось бы пожелать всем нам чистой, истинной веры, доверия Богу, Его словам, Его действиям, Его заповедям, чтобы мы не стеснялись вместе с апостолом Петром обращаться ко Христу со словами: «Спаси нас, Господи, погибаем!». Осознание своей погибели в каком-то смысле самое важное для верующего человека. Без него Христос не протянет нам руку, не избавит от бури, не поставит на твердую землю, имя которой Блаженное Невечернее Царство.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,
произнесенная в храме иконы Божией Матери
«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,
в Неделю 9-ю по Пятидесятнице.

 

 25.08.2024