Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем с праздником Рождества Пресвятой Богородицы!

Этот праздник, символически открывая богослужебный год, открыл когда-то эпоху нашего спасения.

Древнейшее предание, которое имеет Святая Церковь, о том, как приходила в мир Божия Матерь, очень трогательное. Ее родители Иоаким и Анна, вышедшие уже за пределы чадорождения, очень скорбели о том, что нет у них детей. Но скорбь эта еще усиливалась тем, что они испытывали поношение от людей, ведь в ветхозаветном Израиле человек, не имеющий ребенка, считался проклятым от Бога. Эта необходимость терпеть злобу, насмешки, издевательства людские заставляла Иоакима и Анну еще больше гореть в молитве перед Богом. Она заставляла их выковывать в сердцах уверенность в том, что они ходят перед Богом чистые и никакой людской суд, никакая людская молва не сможет их сбить с дороги спасения.

За это мужественное терпение премудрого промысла Божия Господь посылает им не плод плоти и похотения, а плод молитвы – приходит в мир  Дева Мария. Мы можем только догадываться, как родители любили Святую Отроковицу, ведь они ждали Ее всю жизнь. Но проходит три-четыре года, и Господь повелевает посвятить Ее Богу. Они и это делают мужественно и жертвенно, приводят Ее к Богу и отдают в Иерусалимский Храм на воспитание. Когда же закончился срок пребывания Девы Марии в Храме, они, поскольку были престарелыми, конечно, уже почили о Господе.

Святая Церковь в сегодняшнем празднике делает очень серьезный акцент на почитании родителей. Воспевая величание Пречистой, помимо того, что мы прославляем Ее, мы исповедуем: «И чтим святых Твоих родителей». А это значит, что подвиг рождения ребенка в глазах Церкви очень велик. Подвигом, правда, он становится при одном условии: если родители стараются сделать все, чтобы дитя жило по заповедям Божиим, сделать все, чтобы чистота и непорочность, которые заповедует иметь Святая Церковь человеку в уме, в сердце, в плоти, были главными доминантами в его жизни.

Ведь что самое важное открывает Дева Мария Своим пришествием в мир? Это сердечная чистота, без нее никто в Царство Божие не войдет, не сможет наследовать дар спасения. Поэтому Святая Церковь так настаивает на необходимости эту чистоту иметь. Не войдет Дух Святой в сердце человека – значит, не совершится спасение. А если сердце сможет стяжать великую меру чистейшей святости, то оно уподобляется нежнейшему, красивейшему цветку, который люди иногда созерцают, а иногда не могут увидеть, подобно тому как ветхозаветные иудеи не видели сердец Иоакима и Анны.

Господь в Евангелии говорит: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога у́зрят» (см.: Мф. 5, 8). И это относится не только к вечной жизни, но к постоянному нашему деланию. Если мы не будем пытаться стяжать сердечную чистоту, не будем над этим работать, то не почувствуем Господа, не возжелаем никакого спасения. А в другом месте Евангелия в форме вопроса Христос делает очень важное утверждение: «Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?» (см.: Мф. 7, 16).

Все дело в том, что человек под натиском желания войти в вечную жизнь умеет со своей совестью договариваться. Нередко он убеждает себя, что его сердце эту чистоту имеет, а то, что оно изрыгает из себя злобу, раздражительность, сквернословие, похоть – все это просто защитные реакции на общество, на социум. В таких убеждениях коренится глубочайшее заблуждение. Нам легко, глядя на самих себя, засвидетельствовать простую вещь: если ты раздражаешься, ругаешься, сквернословишь, похотствуешь, то никакой чистоты сердечной у тебя нет! Значит, есть над чем работать.

Величайшим примером является для нас Непорочная и Пречистая Дева Мария. Немощнейший сосуд – девочка, девушка – совершает величайшее событие, переворот в истории всего человечества. Она сохраняет свое сердце, делает его таким чистым, что в Нее вселяется Бог Слово. Можно сказать, благодаря именно Ее чистому сердцу Бог получает возможность прийти в мир. Но через это Господь свидетельствует человеку: возможность вхождения Бога-Спасителя в жизнь и каждого из нас определяется лишь на путях стяжания чистоты сердца и ничем больше.

В сегодняшний день хочется пожелать, чтобы мы, молясь Пречистой с просьбой помогать нам этими путями идти, сами неленостно и ревностно трудились над своими сердцами. Делая так, да сподобимся дара спасения, поскольку исполним важнейшую заповедь: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога у́зрят. Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,
произнесенная в храме иконы Божией Матери
«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,
в праздник Рождества Пресвятой Богородицы.
21.09.2024