Всех вас, дорогие братья и сестры, с воскресным днем, а также с Неделей по Просвещении!
Сегодня мы с вами слышали евангельское зачало о том, что после пустыни искушений Господь вышел на общественное служение и призывал людей покаяться и веровать во Евангелие, потому что исполнилось время и приблизилось Царство Небесное. (см.: Мф. 4, 17 и Мк. 1, 15). Пророк Исаия и цитирующий его евангелист Матфей свидетельствуют о том, что в этом действии Господа исполнилось пророчество о том, что людям, сидящим во тьме и сени смертной, Свет воссиял (см.: Мф. 4, 16).
Святые отцы обращают наше внимание на эти слова пророка. О чем же идет речь? Святитель Иоанн Златоуст говорит, что в пророчестве сказано про «людей сидящих». Он утверждает, что, когда человек неполноценен, когда он болен, когда он не в силах стоять, он сидит, а когда он лежит, он вообще мертв. Поэтому в этом пророчестве содержится важное свидетельство того, что Господь приходит с целью исцелить человеческий род.
В пророчестве также говорится, что этим людям воссиял Свет. Можно сказать, что исцеление духа человеческого лежит именно на путях приобретения знаний об истинном Свете, который просвещает всех.
Человек, как мы знаем, создан для счастья, для блаженства, но проблема заключается чаще всего в том, что, понимая неправильно, что́ есть счастье, человек нередко находится на путях лжесчастья, пытаясь его поймать всеми правдами и неправдами.
Господь подсказывает человеку, на каких путях лежит приобретение истинного счастья. Он говорит: «Покайтесь и веруйте во Евангелие».
Но что мы должны в словах Христа под Евангелием понимать? Ведь когда Господь говорил эти слова, евангелия еще не были написаны. Смысл этого слова открывается, например, в одном из посланий священномученика Игнатия Богоносца, жившего в конце первого века, где он, обращаясь к пастве, говорит такие слова: «Изрядное имеете Евангелие: пришествие в мир нашего Господа Иисуса Христа, Его страдания и Воскресение». Итак, под Евангелием, в которое призывает верить Христос, мы должны понимать само дело спасения, совершенное Господом.
А что же следует понимать под покаянием? Мы говорим, что покаяние – это изменение своей жизни. А как, в какую сторону ее менять? Только корректировать ее или кардинально изменить? Чем отличается жизнь человека, просто пришедшего в мир и еще не познавшего Христа, и человека, который Христа познал?
Должен наступить такой момент, когда человек будет пронзен, ошеломлен мыслью, что все те грехи, которые он совершает на данный момент и совершал в течение всей своей жизни, были ему уже прощены и цена прощению именно его грехов заключается в смерти Богочеловека, Единого Безгрешного, в Его страданиях, пролитии Пречистой Крови, смерти, погребении и сошествии во ад. То есть до тех пор, пока за осознанием всего этого в сердце человека не забьет, как родниковый ключ, благодарность к Господу за все то, что Им для тебя сделано, никакого покаяния в сердце человека не происходит. Но когда осознание придет, когда человек в благодарности воскликнет: «Господи, слава Тебе!», – и начнет менять свою жизнь, полностью ее вводя в то мироощущение, которое Господь просит нас иметь, это и будет свидетельством совершающегося покаяния.
Но ведь благодарность невозможна без истинной любви к Богу. Любовь – та движущая сила, которая выводит человека из уз темницы греховной жизни.
Один писатель-классик определил, что такое ад и чем он принципиально отличается от всего остального: в аду человек осозна́ет, что самым большим его несчастьем является то, что он не может любить.
Пришедший Господь, спасая человека, являет к нему величайшую любовь и показывает, каким образом, если уж мы хотим себя любить, мы себя должны любить – именно той любовью, какой Он любит нас. Это высочайший идеал, к которому нужно постоянно стремиться, нужно постоянно напоминать себе о нем, толкать себя к нему всеми силами, не забывая никогда того, что Господь совершил для каждого из нас, для меня лично.
Господь принес просвещение, возможность уйти от тончайшего идолопоклонства, который все мы, к сожалению, в себе имеем, и вместо того, чтобы кланяться Богу, нередко кланяемся именно идолу, именуемому эгоизмом, скрываемому под маской служения Христу.
Постараемся же основательно и решительно подойти к принятию всего того, что дарует нам Господь. Он просит нас сделать немногое, свидетельствуя о том, что Царствие Божие, пришедшее в силе, уже близ нас, ждет каждого из нас, остается только в него войти через покаяние.
Аминь.
Проповедь протоиерея Георгия Климова,
произнесенная в храме иконы Божией Матери
«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,
в Неделю 31-ю по Пятидесятнице.
26.01.2025