С воскресным днем всех вас, дорогие братья и сестры! Сегодняшняя Неделя именуется Неделей о блудном сыне, поскольку мы с вами слышали притчу из Евангелия от Луки с этим же названием (см.: Лк. 15, 11-32).
Это вторая Неделя в чреде подготовительных Недель к Великому посту. Поприще Великого поста – непростое делание для верующего человека, нужно настроиться на него, подготовиться к нему должным образом не только в плане ограничения пищи, но и сделать так, чтобы для души, для духа была великая польза.
Притчей о блудном сыне Святая Церковь доводит до нас определенные парадигмы спасения, которые мы должны воспринять, под впечатлением от которых мы должны проводить Великий пост. Притча всех времен и народов показывает нам, какое важное чувствование верующий человек должен иметь по отношению ко Господу, к Его спасительному подвигу.
Притча о блудном сыне предварена словами евангелиста о том, что ко Христу приходили многие мытари и блудницы и слушали Его, а фарисеи роптали, как это возможно, чтобы Христос общался с грешниками (см.: Лк. 15, 1-10). В ответ на этот ропот Господь и приводит им притчу, которая свидетельствует о неизреченном милосердии Божием для любого человека, кем бы он ни был. Конечно, то, как ведет себя отец по отношению к младшему сыну, выходит за рамки нормального, рационального, логически оправданного поведения. А что же особенного в его поведении?
В древнем мире были другие кодексы чести: сын, являясь наследником, получал то, что имел отец, но только после смерти родителя. Однако младший сын открыто говорит отцу: «Отдай мне то, что полагается». По сути дела, он просто в лицо родителя говорит: умри для меня сейчас, ты мне не нужен. И отец отдает сыну то, что ему положено.
Что стоит за этим решением отца? Отец родил сына, его воспитал, недоедал, недопивал, недосыпал, трудился постоянно, радуясь тому, что по промыслу Божиему и по тому, что он явился орудием этого промысла, в мир пришел человек, который будет счастлив. Взрослый сын выказывает вопиющую неблагодарность, но отец проглатывает обиду, по любви отпускает сына с наследством, продолжает верить в то, что рано или поздно все будет хорошо, сын одумается.
На стороне далече сын быстро потратил все, по словам Писания, иждил имение с блудниками и грешниками. Пока он доходит до состояния скотоподобного: пасет свиней и питается рожками, которые они ели, выкапывая из земли, – отец верит и молится за него. И вдруг сын понимает, что он имел когда-то нечто большее, чем дом и стол, где он ел досыта: его где-то ждут, в него верят и его любят.
И сын решает возвратиться, в духе говорит себе, что упадет к отцу в ноги, поклонится и скажет: «Согрешил на небо и пред тобой, недостоин сыном твоим называться, прими меня хоть как единого от наемников твоих». Но не успевает еще даже прийти в дом, как отец выбегает, потому что он его ждал, постоянно смотрел на дорогу, верил каждый день. Отец не просто выходит и говорит, как иногда мы говорим своим детям в качестве примирения: будешь есть? Нет, он выбегает, кидается ему на шею, лобызает его, возвращает в дом и тотчас то, что тот когда-то имел, отдает ему.
Это неизреченное милосердие Божие в притче изображено неярко, приглушенными красками. В чем оно заключается? Чтобы человек вернулся к Богу и получил все то, что было задумано Богом о человеке, Господь не просто ждет, Он Сына Своего единородного на смерть посылает. Христос, Бог, пришедший во плоти, проливает Свою пречистую кровь, нисходит во ад, чтобы освободить человека от этих страшных уз. Но ведь и это еще не все.
По учению Церкви, по текстам Священного Писания, в Боге нет и тени перемен, Бог неизменяем. То есть мы не можем допустить, что, когда Бог Отец отдал на смерть Сына Своего, что-то в Нем изменилось, Он стал на мир и на человека по-другому смотреть. Значит, в этом чувствовании жертвенности по отношению к человеку, готовности отдать Себя, как это ни странно будет звучать, Он находится постоянно. А если закончатся рамки земного бытия, кто-то спасется, кто-то нет, закончится история человечества, то Бог переменится? Ему ведь как будто больше нечего будет жертвенно ждать и нечего делать. Нет, не изменится: эта жертвенность, которую Бог имеет, есть проявление той постоянной, никогда не прекращающейся любви по отношению к человеку. Где бы ты ни был, чем бы ты ни занимался, как бы страшно ты ни грешил, Он ждет и верит, Он отдает постоянно Сына своего, Его тело за нас непрестанно ломится и кровь проливается.
Во время Великого поста мы должны помнить об этом: если это не держать в сердце и в уме, никакого абсолютно смысла во всех занятиях, упражнениях, которые мы делаем в храме и дома, не будет.
И еще важный момент. Место, куда ушел блудный сын, это сторона далече. Но мы должны понимать, что можно, даже находясь в храме, далеко не уходя, быть неимоверно далеко от Бога по одной простой причине: если в сердце твое ты Бога не впускаешь, не хочешь, чтобы Он там был. Может случиться так, что, даже находясь в храме, ты пасешь свиней и постоянно хочешь насытиться земными кореньями, отвратительными на вкус, которые почему-то кажутся тебе сладкими и блаженными.
Господь хочет, чтобы мы отвергли все то, что не вписывается в рамки жизни по Богу, Он хочет, чтобы мы пошли назад к своему Отцу, чтобы мы вернулись, иными словами, раскаялись, осознав, с одной стороны, Его неизреченную любовь и милосердие, а с другой стороны, то, что сами мы не на многое способны. Но благодаря тому делу спасения, которое Господь совершил, для нас открыты врата рая, блаженства, счастья, все дело только за нами. Аминь.
Проповедь протоиерея Георгия Климова,
произнесенная в храме иконы Божией Матери
«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,
в Неделю о блудном сыне,
16.02.2025