Дорогие братья и сестры, поздравляем с Великим двунадесятым Господским праздником Входа Господня в Иерусалим! Сегодняшним днем заканчивается Святая четыредесятница и открывается Страстная седмица.

С одной стороны, заканчиваются наши покаянные подвиги, с другой стороны, открывается для нас возможность лицезреть Страдания Христа, все то, что сделал Он для рода человеческого, чтобы открыть ему врата в вечную блаженную жизнь.

Вход Господень во Иерусалим (см.: Лк. 19, 29-44) – это особая страница в евангельской истории, признание Господа нашего и Спасителя Мессией, тем Священным Царем, которого ждали ветхозаветные иудеи. Но в месте с тем это день великого недоразумения.

Когда Господь готовится к Входу в Иерусалим, Он просит, чтобы Ему привели осленка необъезженного, и садится на него. Хотя Он знает, что тот, кто именуется Священным Царем, должен в Иерусалим въехать как минимум на прекрасном белом жеребце. Господь позволяет окружить себя толпам людей, которые идут рядом с Ним, прославляют Его, но в то же время и толкают. При спуске с Елеонской горы, согласно Евангелию от Луки, Господь вместо того, чтобы торжествовать, радоваться и других радовать, вдруг проливает слезы, Он плачет, глядя на Иерусалим.

Писание не называет причину Его слез, но при внимательном чтении мы можем догадаться, что явилось причиной. Когда Господь идет, окруженный тысячами людей, взрослые и дети оглушительно кричат, что Он есть Мессия, Он есть Грядущий во имя Господне. Этого не могут выдержать религиозные вожди. Они просят Иисуса сделать так, чтобы люди замолчали. И на это Господь говорит просто: «Если они умолкнут, то камни возопиют». Входом в Иерусалим Христос открывает новую эру в истории человечества, и, соответственно, настолько серьезным является это событие, что если люди будут молчать, то творение невидимое, но созданное Им же, Творцом-Иисусом, возопиет.

Слезы Господа вызваны тем, что религиозные вожди, а вместе с ними большинство народа, расписались в отказе от спасения, они не собираются Его признавать истинным Спасителем, Который приходит спасти род человеческий от смерти, греха и проклятия.

Это день великого недоразумения, поскольку Господь попускает людям признать Его тем мессией, которого они ждали. Народ жаждал не столько религиозного, сколько политического, экономического вождя, который должен был освободить от оккупантов Палестину, а затем начать победоносное шествие по всему греко-римскому миру, сделав иудеев князьями и владыками над всеми.

Спаситель свидетельствует этим, насколько человек удобопреклонен ко внушению иногда величественных, но все-таки очень земных идей. Это учение было внушено иудеям сатаной, он поставил их на рельсы этого ложного мессианства и тем самым заставил отказаться от памяти смертной. Все земное, что бы человек ни приобрел в течение всей жизни, по слову Христа, не сравнимо с душой человеческой.

Но сатана внушил людям обратное, чтобы люди думали о земном – богатстве и славе – но не думали о вечности, о смерти. И иудеи отгоняли от себя мысли о смерти: когда она еще будет, она еще за горами, за лесами, а может быть, Мессия придет и что-то придумает, чтобы ее не было. А если мы вообще не умрем, то нужно озаботиться исключительно тем, чтобы как можно больше сейчас, здесь приобрести, ведь Царствию Мессии не будет конца в этом земном веке.

Люди прославляют Иисуса именно как такого мессию, который поможет им осуществить их мечты. Господь пользуется этим моментом: поскольку Он признан Священным Царем, Он находится под опекой народа и религиозные вожди боятся Его тронуть. Господь сказал все, что Он хотел и должен был сказать людям о тех нравственных в первую очередь условиях спасения, без которых никому не войти в вечную блаженную жизнь.

Но услышали Его, наверное, единицы, десятки или сотни, а миллионы людей пропустили слова Христа мимо ушей. По свидетельству древних историков, в Иерусалим на праздник Пасхи собиралось до четырех с половиной миллионов человек, которые находились в ожидании того, что Господь вот-вот, войдя в святой град, начнет победоносное освобождение Палестины. Но они этого не дождались.

Господь входит в Иерусалим, восседая на ослике, свидетельствуя о том, что законы Его Царства, Царства Божия, в которое войти мы все стремимся, это не законы царства мира сего. И самым мощным, самым сильным, самым, можно сказать, ошеломляющим орудием в руках христианина является кротость и смирение.

И для каждого из нас это важный урок. Если мы ищем Христа, мы должны постоянно спрашивать себя, нет ли в наших умах и сердцах этого желания жить как можно дольше и как можно лучше, не для этого ли нам нужен Христос? Господь неоднократно практически из ничего взял и накормил людей, напоил, исцелил, явил перед ними чудеса. Как же было толпам не ходить за Христом после этих благ? Но мы должны стараться сознательно не променять учение о вечной блаженной жизни на возможность здесь пожить хорошо, потому что рано или поздно все это, как дым исчезнет, не останется ничего.

В сегодняшний день, дорогие братья и сестры, хочется пожелать, чтобы мы как можно внимательнее относились к своим чувствам по отношению ко Христу, к своей вере, церковности и к Церкви, чтобы на первом месте было наше желание войти в блаженную вечность, все остальное, если надо, приложится. А если и не будет этого, немного у нас убудет: Господь терпел и нам велел, Он показал каждому из нас, каким путем возможно для человека пройти по жизни. Он Сам свидетельствовал о том, что Ему негде главы приклонить (см.: Лк. 9, 58).

Страдания, которые Он претерпел ради рода человеческого, рождают победоносный гимн, который мы сегодня слышали в Послании апостола Павла к филиппийцам: «Радуйтесь, и паки реку: радуйтесь» (см.: Флп. 4, 4). Радость истинно верующего человека в том, что блаженная вечность для нас открыта с пришествием Христа. Дело за немногим – правильно расположиться к этой истине и начать спасаться по Его святым заповедям и наставлениям. Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Вербное Воскресенье.

13.04.2025