Христос Воскресе!

Всех вас с воскресным днем, дорогие братья и сестры, с Неделей о самаряныне. Сегодня мы слышали евангельское зачало о том, как Господь и Спаситель наш Иисус Христос беседовал с женщиной из самарийского селения (см.: Ин. 4, 5-42).

Сегодняшнее Евангелие предлагает нам немало о́бразов, являющихся важными символами различных сторон дела Спасения. Например, ученики купили еду и, возвратившись к колодцу, они предлагают ее Господу со словами: «Ешь, Равви». Господь им отвечает: «У Меня есть пища, которой вы не знаете». Верующий человек задается вопросом: что же является пищей для Господа? По словам святителя Иоанна Златоуста, подобно тому, как мы алчем и жаждем, Он жаждет нашего спасения.

Или Господь говорит апостолам: «Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве». Христос предлагает ученикам под образом хлеба увидеть тех людей, которые идут из селения, чтобы встретиться с Ним.

И в этом смысле неоднозначной является просьба Христа к самарянке: «Дай Мне пить». Хотя Богочеловек, утомившись от дороги и трудов, конечно, хочет пить, но исходя из того, каким образом поставлен вопрос и какие следуют за ним рассуждения Христа, можно смело предполагать, что имеется в виду и нечто другое.

В этом же Евангелии от Иоанна мы читаем, что Господь, находясь на Кресте, говорит: «Жажду» (см.: Ин. 19, 28). Святые толкователей все как один говорят, что Он жаждет нашего спасения. Последнее слово Христа на Кресте: «Совершилось», – означает, что дело спасения исполнено.

Важно и то, что повествование о самарянке предваряется таким замечанием евангелиста: «Когда же узнал Иисус о дошедшем до фарисеев слухе, что Он более приобретает учеников и крестит, нежели Иоанн… то оставил Иудею и пошел опять в Галилею» (см.: Ин. 4, 1-4). Слухи свидетельствовали о враждебном настрое религиозных вождей по отношению к Иисусу, Ему грозила преждевременная опасность, в Иудее Его не хотели видеть и не желали принимать, и Господь уходит.

Итак, принимая во внимание этот контекст, отвечая на вопрос, что имел в виду Господь, обращаясь к самарянке, говоря о жажде, можно сказать: Он жаждет увидеть, что сами люди хотят быть спасенными, не так, как фарисеи, которые вытолкнули Его из Иудеи, не желая с Ним общаться, не принимая Его, завидуя Ему. Он жаждет этого, иначе Ему смысла не было приходить.

Христос вступает в беседу с самарянкой, которая в определенном смысле утолила Его жажду. Господь поступает очень мудро, Он само воплотившееся Смирение, и поэтому в Его словах нет ни намека на осуждение женщины. Сама самарянка приходит в крайнюю степень удивления: «Как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? Ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются». В древнем мире иудейские учителя не то, что с женщиной, с обычным человеком не вступали в беседу. Ну а если вступали, то обязательно с нравоучениями, как исполнять заповеди. И вдруг Господь у женщины, да еще иноплеменницы, смиренно просит чего-то.

В конечном итоге, мы даже не знаем, напоила ли женщина Христа водой. Господь неожиданно говорит ей: «Если бы ты знала дар Божий, и Кто с тобою говорит, то тогда бы ты просила у Меня пить». Все как бы переворачивается. О каком даре идет речь, что имеется в виду? Прежде всего, это тот дар жизни, через который Тот, Кто перед ней находится, вызвал ее из небытия. Но оказывается, что Он же может эту жизнь обновить, вернув человека к бессмертию в блаженной вечности. Самарянка не совсем понимает, о чем идет речь, но она желает этой воды.

И дальше Господь предлагает ей привести мужа своего. Женщина говорит, что у нее нет мужа. Христос не уличает ее в обмане, напротив, Он говорит: «Ты правильно сказала, у тебя было пять мужей и тот, с которым ты сейчас живешь, не муж тебе вовсе, хорошо ты сказала». После этих слов у женщины в мировосприятии происходит переворот, она попадает во всеобъемлющую волну покаяния. Она отметает свою прошлую жизнь, гадкую и мерзкую, на глазах Богочеловека вдруг происходит ее преображение.

Перед Христом уже не простая женщина, которая жила с пятью мужами, а настоящий богослов. Она спрашивает: «Где нужно покланяться Богу? У нас в поселке на горе, или в Иерусалиме, или еще где-то?». Вот так действует Божественная Мудрость.

Это очень важный урок для всех нас. Бог может абсолютно любого человека превратить в богослова, но важно расположение самого человека, его искренность, его честность. Без такого расположения Господь, скорее всего, удалится от такого человека. Но если даже такая женщина, как самарянка, при общении с Богочеловеком выражает невыразимую тягу к богопознанию, то никто из нас не будет иметь никакого извинения перед Богом за то, что мы богословием не интересуемся. Слова самарянки: «Господин, дай мне этой воды», – показывают, что человек жаждет богообщения и в этом богообщении жаждет иметь откровение о том, Кто есть Бог, как Его любить.

Верующий человек зачастую приходит в церковь на исповедь и кается в своих грехах, крутится постоянно в суете жизни, пытается что-то выторговать у Бога, не только материальное, иногда и душевное, духовное, но никакого интереса абсолютно не проявляет к Тому, Кто есть Бог и как Ему истинно поклоняться.

Сегодняшнее Евангелие показывает нам, как могут люди, оказавшиеся лицом к лицу со Христом, преображаться. Поскольку Церковь Христова – это богочеловеческий организм, поскольку в Таинствах Церковных – Сам Господь, то с нас будет спрос великий. Напоим ли мы Христа, пришедшего для нашего спасения, своим покаянием и желанием богообщения?

Хотелось бы всем нам пожелать, чтобы мы искали не своего и не земного, а исключительно того, чтобы быть истинными поклонниками Бога, поклоняющимися ему чистым сердцем. И если будет так, то и мы, подобно жителям Самарии, скажем вместе с ними Господу: «Воистину знаем, что Ты истинно Спаситель мира, Христос».

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне.

18.05.2025