Всех вас, дорогие братья и сестры, с Неделей всех святых!

Сегодня каждый из нас именинник, и хочется пожелать, чтобы по молитвами наших святых покровителей тот же дух ревности в деле богоугождения, который имели они, ниспосылал Господь и нам, чтобы никогда мы не ленились и не стеснялись спасаться – исполнять заповеди, которые даны нам от Господа, без которых никто в Царство Божие не войдет и тем более святым не станет.

Зададимся важным вопросом: а что святых отличает от прочих людей? Ответ очень прост, его можно найти в сегодняшнем послании апостола Павла к Евреям. Он говорит нам о том, что все святые Богу угодили верою (см.: Евр. 11, 6). Вот, казалось бы, и все. Но с чем сопряжена вера, угождающая Христу? Этот вопрос более сложный.

В Евангелии есть одно место, которое отвечает косвенно на этот вопрос, обозначая именно то, в каких отношениях все святые с Господом находились. И эти отношения не всегда вписываются в наше мироощущение.

В 17-ой главе Евангелия от Луки апостолы просят Господа: «Умножь в нас веру». На это Спаситель отвечает: «Если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас». А вот после слов о смоковнице, обозначая отношения, в которых все святые с Господом пребывали, Христос продолжает: «Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол? Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам? Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю. Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (см.: Лк. 17, 5-10).

Такие отношения, в которые просит нас войти с Ним Господь, с трудом укладываются в нашу жизнь. Мы нередко пытаемся у Господа что-то получить за то, что молимся, постимся и тому подобное. Господь же как бы говорит нам: чем больше ради Него ты трудишься и чем меньше при этом ищешь своего, тем бо́льшие перспективы спасения перед тобою будут открываться. Христос Своим всемогуществом человеку за подвиг самозабвения являет то, что, чем больше он беззаветно трудится на ниве исполнения заповедей Божиих, тем большее перед ним открывается блаженство, которое абсолютно несопоставимо ни с какими трудами, ни с какими горестями и болестями.

И еще Господь сказал: будьте как дети (см.: Мф. 18, 2-3). Речь идет о той сердечной простоте, которую по отношению к Господу имеют святые и которой кардинально отличаются от многосложности наших лукавых сердец.

Эта детскость может быть выражена приточно следующим образом. Маленький ребеночек четырех-пяти лет сидит в песочнице и делает домик. Сделав этот домик, зовет маму и говорит: посмотри, мама, какой я дом для нас с тобой сделал. Мы понимаем, что никакого дома он для мамы не сделал, они там жить не смогут, но мама ценит намерение быть с ней и любовь ребенка. Точно так же и Господь.

В переносном смысле мы уподобляемся детям, сидящим в песочнице, и Господь очень ценит наши сердечные заботы и намерения всегда быть вместе с Ним, именно за это даруя величайший Дар спасения. Этот дар, еще раз скажем, несопоставим абсолютно ни с чем из того, что мы здесь пытаемся для своего спасения изобразить.  Ценны лишь намерения наших сердец.

С Праздником еще раз всех вас, дорогие братья и сестры, с Неделей всех святых! Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых.

15.06.2025