С воскресным днем всех вас, дорогие братья и сестры!
Сегодняшняя Неделя предлагает нашему вниманию притчу из Евангелия от Матфея, которую рассказал Господь наш Иисус Христос на вопрос апостола Петра о том, сколько раз прощать нужно брата, до семи ли раз (см.: Мф. 18, 21-35). Спаситель на это ответил: «Не говорю тебе до семи, но до седмижды семидесяти раз». То есть бесконечное количество раз ты должен прощать. И после Христос привел притчу, которую начал со слов: «…потому что Царство Небесное подобно человеку, который решился сосчитаться со своими рабами».
Согласно притче, один человек должен был господину десять тысяч талантов. Это запредельная сумма: один золотой талант равнялся десяти тысячам динариев, а один динарий – это прожиточный месячный минимум. Чтобы и один талант заработать, человек должен был очень долго трудиться, а возможность заработать сумму в десять тысяч талантов выходит за рамки обычной человеческой жизни. Даже если бы кто-то трудился без отгулов, без выходных, без отпусков, он бы все равно заработать такую сумму не смог.
Как человек мог задолжать так много? Ответ один: Господь уподобляет этот долг жизни человеческой: то, что нам дает Бог, абсолютно несоизмеримо ни с чем, что в этой жизни есть. В другом месте Евангелия Христос говорит: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (см.: Мф. 16, 26). Жизнь человеческая дороже всего богатства этого мира, вместе взятого.
Но человек задолжал! Он упал в ноги господину и стал молить о прощении долга, а как только был прощен, пошел и тотчас начал душить своего должника, который должен был только сто динариев. И друзья последнего, услышав о таком негодном поступке, пожаловались господину, и тот посадил первого должника в темницу и сказал, что до тех пор, пока долг в десять тысяч талантов не будет выплачен, он не выйдет из нее. Мы понимаем, что этого долга он никогда не отдаст, а значит, всегда будет находиться в темнице. Заканчивает Господь эту притчу такими словами: «Так и Отец Мой Небесный поступит с каждым из вас, если вы от сердца своего не простите должникам вашим».
Эти слова Христа должны серьезным образом взбодрить сознание верующего человека, потому что мы привыкли к тому, что Царство Божие для нас – это Царство любви, свободы, света. Это действительно так, но, к сожалению, никто туда, не напрягаясь, не войдет: законы вхождения в Царство Божие, как это ни будет странно звучать, очень жестокие, их соблюдение требует от человека колоссальных усилий.
Что значит «не простит от сердца» ближнему своему согрешения его? Недостаточно сквозь зубы процедить ближнему, как бы бросая ему в лицо, слова: «Ладно, так и быть, прощаю, поскольку есть такая заповедь». Господь-Сердцеведец знает помышления сердечные каждого человека и призывает прощать сердцем, именно с осознанием того, что Он все видит. Можно сто тысяч раз сказать, что я простил, но мстительность, злоба в сердце остается, и Господь их видит. Если от сердца не простить ближних, то так же Отец Небесный поступит с тобой, Он не простит тебе согрешений твоих.
А что значит на языке Священного Писания Бог прощает тебе согрешения твои? Попросту спасает, в Царство Божие вводит. С сердцем, отягощенным злобой, Он не введет тебя туда, потому что с таким сердцем тебе в этом Царстве любви и свободы нечего делать. Если ты лишен свободы, поскольку своею мстительностью связан по рукам и по ногам, что тебе там делать? В этом Царстве, где действует только один закон «да любите друг друга», ты будешь только мучиться, потому что любить не можешь.
Настрой, который задает притча, оказывается самым стратегически важным в нашей жизни. Очень сложно прощать ближнему, причем не какие-то недоразумения, которые часто человек по нелепости, может, даже стараясь угодить, по любви к тебе совершил, нет. Господь призывает прощать сознательное зло, которое ближний против тебя совершает. Тот же смысл выражен в словах Евангелия: «Любите врагов ваших, молитесь за проклинающих вас, благословляйте ненавидящих вас». Но это еще не все.
В притче господин прощает человеку огромнейший долг. Это действительно сопоставимо с тем, что Господь вызывает нас из небытия, из состояния грехопадения искупает, делает нас для вечной блаженной жизни пригодными, хочет, чтобы мы туда входили, все остальное зависит исключительно от нас. Цена этого прощения величайшая – Сын Божий распялся на кресте, пролил Свою пречистую кровь. И когда Господь говорит: «Прощайте ближним своим согрешения их», – Он как воплотившееся Смирение не говорит еще о многом, как бы подразумевая само собой, что мы что-то делать не должны ни в коем случае. О чем идет речь?
Если господин простил должнику десять тысяч талантов, отпустил его на свободу, может ли прощенный должник опять пойти к господину и взять у него еще что-то в долг: мол, коль простил десять тысяч, дай еще сто динариев, ведь это немного, коли ты такой щедрый и у тебя так много? Это будет безумие, согласитесь. Но если мы притчу переводим в духовную реальность, в наши отношения с Господом, разве нормально, если Господь через Свою смерть нам простил все наши грехи, сказал, что мы прощены, а мы будем подходить к Нему и наглым образом говорить: «Я еще немного сейчас погрешу, Господи, то есть в долг у Тебя возьму, Ты ведь мне все равно это простишь»? Об этом не говорит в притче Господь, потому что Он смиренен и верит в человека.
Вопрос Петра «до семи ли раз мне прощать?» был вызван словами Господа апостолам, которые уже начали гордиться тем, что имеют власть недуги исцелять, бесов изгонять, чудеса творить: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного» (см.: Мф. 18, 10).
Кто такие «малые сии», которых может презреть человек? Грехи осуждения, мстительности, неспособности прощать рождаются исключительно из надмения по отношению к ближнему, из презрения по отношению к нему. Малыми можно назвать не только тех, которые начинают воцерковляться, ходить в храм, но и тех, кто не знает веры, безбожников, которые без Божиих заповедей живут так, как у них на сердце положено. Господь предупреждает апостолов: если против них вы будете надмеваться, кичиться перед ними своими богословскими знаниями, имейте в виду, у них есть ангелы-хранители, и если через соблазны, исходящие от вас, будет поставлено под вопрос спасение этих малых, то и вас Бог не помилует.
Мы должны быть предельно внимательными и аккуратными, чтобы не впасть в страшный грех надмения. Неслучайно Господь Свое предупреждение об опасности этой страсти утверждает словами: «Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный» (см.: Мф. 18, 8).
В контексте вышеозначенных рассуждений и сегодняшнее апостольское чтение также несет важный смысл. Обращаясь к коринфской общине, апостол Павел с горечью говорит: «Если мы посеяли в вас духовное, то велико ли, если пожнем телесное?» (см.: 1 Кор. 9, 11). Чаще всего эти слова толкуют таким образом, что священнослужитель живет от проповеди, так устроил Господь, и это невелико, это само собой разумеется. Но можно увидеть и более драматичный и глубокий смысл. Как бы с горечью говорит Апостол: зачем тогда мы столько проповедуем, столько учим вас, если вы остаетесь на том же самом месте, на котором находились, когда только начинали идти ко спасению? Вместо духовных плодов, которые вы должны принести, и в первую очередь это способность от сердца прощать ближнему согрешения его, вы остаетесь телесными: как мстили, так и мстите, как злились, так и злитесь, как раздражались, так и раздражаетесь, и ничего с вами не происходит.
Проходит время, как сквозь пальцы вода, к порогу вечности каждый из нас все ближе и ближе, но смотришь на себя – ничего не произошло, никаких духовных плодов, которых ждет Церковь от тебя, ты не принес.
В сегодняшний день хочется каждому из нас пожелать, чтобы об этих плодах духовных каждый из нас думал постоянно, соизмерял то, как общается с ближними, с теми заповедями, которые нам сегодня очень четко обозначил Господь. Да, вхождение в Царство Божие построено на очень суровых, серьезных, жестоких законах. Но тот, кто подвизается, знает, что бремя Христово очень легко, оно не тяжко, потому что с величием и благостью того, что за исполнением этих заповедей открывается, не может сравниться никакое счастье, приобретаемое человеком через свою самость. Пусть Господь благословляет и вдохновляет каждого из нас на подлинный поиск истинного Царства Божия. Аминь.
Проповедь протоиерея Георгия Климова,
произнесенная в храме иконы Божией Матери
«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,
в Неделю 11-ю по Пятидесятнице.
24.08.2025