Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем с праздником Сретения Господня, который в этом году выпал на воскресный день, Неделю о Страшном Суде.
Сквозь призму сегодняшнего Евангелия о Страшном Суде мы по-особому воспринимаем события этого праздника (см.: Мф. 25, 31-46). Старец Симеон перед всеми прославляет Христа-Владыку, обращая взор людей на то, что на руках он держит пришедшего в мир Мессию (см.: Лк. 2, 25-35). Иудеи жаждали прихода Мессии, открытия Его Царства, поскольку знали, что Он введет их в блаженство, которому не будет конца.
На фоне их ожиданий Симеон произносит для окружающих его людей очень неожиданные слова о том, что Сей лежит на восстание и, самое главное, на падение многих. А потом добавляет, что Деве Марии «оружие пройдет душу, потому что откроются помышления многих сердец».
По учению ветхозаветных иудеев эпохи Христа Спасителя, два фактора – делание заповедей, внешнее и механическое, и родство по плоти от Авраама – обеспечивали вход в Царство Мессии, или, как они называли его, Царство Небесное. И вдруг Симеон говорит, что пришествие в мир Мессии откроет помышления многих сердец.
Для кого откроет помышления? Бог знает наши помышления и без нас самих. Он знает самые сокровенные тайны сердечные, в которых мы и себе редко признаемся. Но откроет помышления сердец для самих людей, и эти помышления могут быть таковыми, что Мессия, оказывается, может прийти не для спасения, не для восстания, а для падения, то есть погибели, многих.
Согласно преданию, старец Симеон переводил книгу пророка Исаии для Александрийской библиотеки задолго до пришествия в мир Христа, поэтому он хорошо знал слова пророка. Исаия говорил неоднократно о том, что пришествие в мир Мессии для многих будет камнем преткновения, скалою соблазна, петлею и сетью, из-за чего многие преткнутся, и упадут, и разобьются, и запутаются в сети, и будут уловлены (см.: Ис. 8, 14-15).
Почему же Мессия приходит для того, чтобы каждого спасти, но в то же время является для многих причиной падения, вечной погибели? От чего это зависит?
Сегодняшнее Евангелие о Страшном Суде очень просто на этот вопрос отвечает. Когда придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые ангелы с Ним, то Он поставит перед Собою все человечество и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлищ. Критерии деления предельно просты: те, кто ходил в больницу, в темницу, кто питал, грел, одевал, чье сердце страдало от боли других, услышат блаженные слова: «Придите, благословенные, наследуйте уготованное вам Царство от сложения мира». А тем, кто не ходил, у кого сердце не болело при виде боли других, Господь скажет страшные слова: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный».
Для тех, кто не исполняет эти простые святые заповеди, Христос станет падением.
Можно убеждать себя в том, что я не нуждаюсь в посещении темниц, больниц, что у меня нет времени или есть другие важные причины, чтобы этого не делать. И можно с этими мыслями остаться, можно спокойно жить, и, действительно, все у человека будет хорошо. Но когда придет Христос во славе Своей, когда обратит на нас Свой взор и скажет эти простые слова, что мы скажем в свое оправдание?
Мы жили в пустыне, на необитаемом острове, где не было людей, которым мы могли бы помочь? Вряд ли. Господь не говорит нам выполнить какие-то невиданные вещи, чтобы в Царство Божие попасть, например, непременно слетать в космос, или научиться управлять какими-то сложнейшими механизмами, или знать высшую математику на пять с плюсом. Он даже не говорит отдать все ближнему, а просто просит нас по-человечески относиться к людям с милосердием, любовью и желанием добра.
Если этого нет, тогда на самом деле Христос окажется для нас петлею и сетью, мы сами в ней запутаемся. Запутаемся от своих мыслей, что Он пришел нас спасти и, коль мы верующие, мы спасаемся. Но нежелание исполнять Его святые заповеди о служении ближним безо всяких слов поставит нас налево от Христа, с козлищами. Мы сами туда пойдем и никуда не денемся, потому что Его пришествие открывает помышления сердечные.
В сегодняшний день, дорогие братья и сестры, в день Сретения Господня, в преддверии Великого поста, хотелось бы напомнить то, ради чего снова и снова дается нам это важное великопостное поприще. Это возможность направить свои стопы на делание добрых дел, на служение ближним. Великопостные молитвы и богослужения также направлены на то, чтобы нас повернуть к исполнению святых заповедей. Это простые Заповеди, но они сложны в исполнении. Каждый год в Неделю о Страшном Суде мы говорим об этом, вспоминаем, обещаем Богу исправиться.
Задумаемся, сколько раз за год, может, за пять лет, а может, и за всю жизнь, не по делам необходимости, а именно по заповеди Христовой мы ходили туда, где люди страждут? Бывает, что ни разу. Но если мы хотим быть христианами, надо сделать самый сложный первый шаг. Он сложный, потому что человек понимает, что, если сейчас пойдет на это, он в определенном смысле сожжет за собой мосты, на которых он, как ему кажется, твердо стоит на земле. Оказавшись там, где тяжело, сердце человека уже не останется таким, каким было. И человек не сможет, как говорит в сегодняшнем обращении к молодежи Святейший Патриарх, больше находиться в тумане суеты, он обязательно начнет меняться, становиться таким, каким Христос хочет, чтобы мы были. А значит, таким, для кого и Царство Его уготовано.
Дорогие братья и сестры, всеми силами будем стараться себя затащить в эти богоугодные места хотя бы раз, хотя бы на пять минут. Оказавшись там, помолимся и о себе, и о ближних, к которым мы туда придем. Тогда жизнь наша начнет исправляться, тогда по-особому мы начнем смотреть и на то, как мы живем, и на то, как мы спасаемся, а самое главное, на то, как спасаться надо воистину. Аминь.
Проповедь протоиерея Георгия Климова,
произнесенная в храме иконы Божией Матери
«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,
в Неделю мясопустную, о Страшном Суде.
15.02.2026
