Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 8-ю по Пасхе. День Святой Троицы

Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 8-ю по Пасхе. День Святой Троицы. Пятидесятница. 

Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем сердечно с великим двунадесятым Господским праздником – днем Святой Троицы!

В сегодняшний день святая Церковь вспоминает уникальнейшее событие в истории не только ветхозаветного Израиля и Церкви Христовой, но также и в истории всего мира. Мы говорим о ниспослании Духа Святаго на человечество в лице святых апостолов.

Конечно, человек, который не чувствует Духа, должен принимать эти слова на веру и через веру открывать для себя значимость этого события. И это очень сложно, поскольку нам не всегда бывает понятно, что же произошло с человечеством, когда Дух Святой был ниспослан от Бога Отца на апостолов. Но если мы посмотрим на то, чем жило человечество до того, как Дух Святой был ниспослан, то увидим, что оно жило именно ожиданием вернуть себе дыхание жизни, ту искру, которая была при творении вложена в человеческое естество и потеряна им в силу грехопадения. Следовательно, мы можем сказать, что Господь ниспосланием человеку Божественного Духа восстанавливает тот замысел о человеке, который Он имел, когда его творил.

Какой же был этот замысел и почему человечество с такой ненасытимостью жаждало, ждало Духа Уте́шителя? Предполагать, что человек хотел быть счастливым здесь, на земле, и поэтому ему нужен был Дух, очень наивно и даже дерзко. Дух не всегда нужен, а точнее, не нужен человеку, чтобы переживать ту или иную степень счастья здесь, в рамках земного бытия. Но человека всегда страшным образом пугала и калечила мысль о предстоящей смерти. Она не давала покоя никому и, как мы можем свидетельствовать, многим из нас не дает: чем старше становится человек, тем чаще его посещает, тревожит, мучает эта мысль. Когда человек открывал для себя существование смерти, он понимал: каким бы счастливым он ни был тут, на земле, какой бы комфорт ни приобретал, в каком бы довольстве ни купался, все это еще больше уязвляет его переживанием того, что некогда ему придется войти в челюсти вечных мучений.

И вот, когда ниспосылается Бог Дух Святой на апостолов, Святая Церковь утверждает, что Дыхание жизни, сама жизнь – эта искра божественная – возвращается, получает доступ возвращения в человеческое естество, в сердце человека в первую очередь. И человек, соединяясь с Ним, становится бессмертным.

Это открывается нам из сегодняшнего евангельского повествования (см.: Деян. 2, 1-11). Посмотрите, какая разительная перемена происходит. Апостолы находились за затворенными дверями, дрожали, как зайцы, от страха, что кто-то сейчас придет и, может быть, уничтожит их, убьет, сделает несчастными до конца жизни. Но вдруг Дух Святой нисходит на них и они встают и бесстрашно начинают проповедовать, а после «даже до края земли» идут и несут проповедь о воскресшем Христе (см.: Деян. 1, 8).

Люди смотрят на апостолов, на их странное поведение и с насмешкой говорят, что они пьяны, напились сладкого вина. Апостол Петр отвечает: «Поскольку сейчас третий час, раннее утро, мы еще не могли ни есть, ни пить ничего» (см.: Деян. 2, 13-15). Но все-таки их состояние было похоже на опьянение. Почему? Потому что они испытывали радость, которая вошла в них: они были опьянены тем, что Вечная Жизнь вошла в них и стала для них реальностью, не меньшей, а бо́льшей, чем, например, мы сейчас, стоящие друг перед другом.

И вот именно это переживание того, что вечная смерть для них вдребезги разбита, она, как дым, исчезла, ее больше не будет, и делает апостолов бесстрашными.

И ведь если хотя бы на йоту кто-то из апостолов засомневался в том, а пришла ли она, эта вечная жизнь, открылась ли она, уничтожила ли смерть, хотя бы доля сомнения была в одном из них, они бы не стали так радоваться, а самое главное, не пошли бы так бесстрашно до края земли, проповедуя о том, что воскрес Христос и человечеству принесена Победа.

И вот эту радостную весть, это Евангелие приносит Дух Святой в лице апостолов каждому из нас, поскольку мы тоже являемся чадами, членами Церкви Христовой. Эта радость должна охватывать нас, когда мы вступаем в Церковь, и не должна нас отпускать до самого смертного порога, потому что мы можем быть счастливы, что когда-то, рано или поздно, мы имеем возможность разрешиться, как говорит апостол Павел, от своих уз телесных и вместе быть со Христом (см.: Флп. 1, 23).

Но если не переживается нами это событие так, как переживали его апостолы, это не значит, что этого события нет и к нам оно не относится. Это значит, что лишний раз нам есть над чем задуматься о себе, о своих проблемах духовных, о своих грехах, о необходимости очищать свое сердце, свой ум, чтобы и у нас также открывалась жизнь с преизбытком, которую Дух Святой готов каждому из нас дать, сделать нас такими же бесстрашными и радующимися о вечном блаженстве, какими были апостолы Христовы.

Поэтому в сегодняшний день, дорогие братья и сестры, поздравляем вас сердечно и желаем, чтобы радость о воскресшем Господе и о ниспосланном Духе Святом была тональностью нашей жизни, помогающей правильно оценивать все то, что в ней происходит. Пусть она сподвигает нас становиться более чистыми и смиренными, чтобы мы не мыслили себя без Духа Святаго, потому что предназначение наше очень высоко – быть храмами для Него.

А еще сегодня поздравляем сердечно всех вас, дорогие братья и сестры, с возобновившейся возможностью посещать храмы, домы Божии, чтобы полноценно участвовать в жизни Церкви и приобщаться Ее благодатных даров.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 8-ю по Пасхе. День Святой Троицы.

Пятидесятница.

 

07.06.2020