Проповедь протоиерея Георгия Климова в субботу 3-ей седмицы Великого поста. Родительская суббота.
Всех вас, дорогие братья и сестры, благодарим за соборную молитву в день второй великопостной Родительской субботы! Сегодня мы опять по зову сердца пришли в храм Божий, чтобы вознести горячие сердечные молитвы об упокоении наших сродников.
Самое стратегически важное для нас – это то, что, молясь об усопших, мы верим, что нет ни одного человека, которого бы Господь не воскресил. Он Сам об этом говорит: когда будет Второе пришествие и Страшный суд, каждого человека Он поставит близ Себя – одного одесную, другого ошую (см.: Мф. 25, 31-33). Верующему человеку, ум которого постоянно вращается среди земных попечений, очень важно не забывать об этом догмате воскресения, которому учит Святая Церковь.
Когда мы думаем о загробной жизни, о наших усопших, нам часто кажется, что жизнь вечная или воскресение мертвых – это что-то, происходящее в потустороннем мире, куда мы не можем попасть сейчас, но, попав туда после смерти, мы не сможем его покинуть. Рассуждая таким образом, мы уподобляемся в определенном смысле язычникам. Языческие учения, существовавшие до пришествия в мир Христа Спасителя, например у древних греков и египтян, древних китайцев или японцев, гласили, что душа, разлучаясь с телом, как бы освобождается из темницы, а то, куда она попадает и где начинает пребывать, это, собственно, и есть вечная жизнь.
Но Бог задумал человека совсем по-другому, не так, как вообразило себе плотское мудрование. Господь создал всего человека целиком для вечной блаженной жизни – и дух, и душу, и тело. Но вечная смерть, которая вошла в Адама после грехопадения, а через него и во всех прочих людей, буквально разорвала, растерзала, взорвала человеческое естество, сделав так, что плоть человеческая стала истлевать в земле, а душа и дух, освободившись, переходили в пакибытие.
Но против этой несправедливости, которую мы называем смертью, против этого зла восстал Сам Бог: Он не творил зла и не хотел, чтобы Его творению было плохо. И поэтому Христос попирает вечную смерть Своим светлым воскресением и восстанавливает замысел Бога о человеке. Он дает как дар человеческому роду возможность ощутить самое главное: то, что и плоть человеческая, естество человеческое, которое мы называем телом, тоже призвано к вечной блаженной жизни. И когда мы говорим о всеобщем воскресении, исповедуя именно его ежедневно в утренних молитвах, в Символе веры, говоря, что «чаем воскресения мертвых и жизни будущего века», мы утверждаем, что и тело наше тоже будет воскрешено, будет воссоединено с духом и душою. Именно цельный человек окажется в вечной блаженной или вечной мучительной жизни.
Начатки нового обновленного человеческого естества в Евангелии показывает Христос, когда является после распятия и крестной смерти Своим ученикам. Ведь воскресший Господь намеренно перед ними ест пищу (см.: Лк. 24, 41-43), просит Фому вложить в Его ребра пальцы, чтобы осязательно было для Фомы то, что перед ним не призрак и не дух (см.: Ин. 20, 27). Христос говорит апостолам: «Дух плоти и кости не имеет, как Меня имеете имущим» (см.: Лк. 24, 39). Да, это обновленное естество, которое, с одной стороны, осязательно, его можно трогать. С другой стороны, оно может проходить сквозь замкнутое пространство, оно может исчезать и появляться, одновременно являться многим людям.
Но когда мы рассуждаем о Христе и говорим, что Он есть истинный Бог и истинный Человек, тем самым мы утверждаем, свидетельствуем, что каждый из нас призван именно к такому воскресению. Иногда люди, не до конца понявшие церковное учение, начинают сомневаться: «Да, Христос, – говорят они, – Бог, поэтому Он как Бог может все. Но распространяется ли то, что может Христос делать со Своим человеческим естеством, на прочих людей?». Церковь Святая отвечает: да, Христос, приняв в полноте человеческое естество, исцелил его именно для того, чтобы и мы имели возможность приобщиться к этой радости, к этому празднику всеобщего воскресения.
Родительские субботы, которые всегда бывают накануне дня воскресения, малой пасхи, как мы называем воскресные дни, по-особому заставляют нас задуматься, для чего мы в храме, что мы делаем, о чем мы молимся, чего мы хотим вообще от Бога и от Церкви. В сегодняшний день хочется всем пожелать, дорогие братья и сестры, чтобы мы, молясь об упокоении наших сродников, очень четко давали себе отчет в том, о чем мы просим Бога. А молясь об усопших, чтобы мы молились еще и о себе, чтобы Господь открыл нам это величайшее учение о предназначении человека, о том, что нас ожидает, и о том, что есть истинное воскресение из мертвых.
Пусть Господь поможет нам, вразумляет нас, просвещает наши умы, согревает наши сердца в деле постижения этого великого учения, чтобы радость о всеобщем воскресении, о возможности быть причастными к нему все больше и больше охватывала нас, чтобы радость именно о том, что уготовал для нас Господь, откликалась в нас и слова Евангелия, которые постоянно на наших устах, были для нас действительно радостной вестью.
Аминь.
Проповедь протоиерея Георгия Климова,
произнесенная в храме иконы Божией Матери
«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,
субботу 3-ей седмицы Великого поста. Родительская суббота.
21.03.2020