Всех вас, дорогие братья и сестры, с воскресным днем, а также с памятью святого пророка Божия Илии!
Это один из самых почитаемых в христианском мире святых угодников Божиих, который сподобился, не претерпев физической смерти, быть восхищенным вместе со своею плотию на огненной колеснице на небо. Древнейшее церковное предание говорит, что пророк Божий придет на землю разделить общую участь со всеми людьми, то есть претерпеть смерть, но это случится в эпоху апокалипсиса, когда будет править антихрист. Пророк Божий Илия придет обличить неправду и грех, в который антихрист введет человечество, и за это претерпит смерть.
Размышляя над тем, что говорит Священное Писание, мы часто недоумеваем, как такое может быть. Мы верою принимаем то, что это произошло. А вот умом понять это невозможно, никому не дано, потому что наш рациональный подход к восприятию мира свидетельствует, что не может такого случиться с человеком. Естественный вопрос: «Где сейчас находится пророк Илия вместе со своею плотию?» – остается безответным. Церковные предания ничего не сообщают об этом. Но Церковь говорит, что это совершил Господь силою Своего всемогущества.
Первое, чему нас учит святой пророк Божий Илия, – это вера в нашего Господа и в то откровение, которое Он дает. Откровение о том, что Господь пришел на землю, спас человеческий род, открыл для него двери рая, уготовал Царство Божие и каждого пригласил в него войти. Но Бог дает человеку дар свободной воли: хотим мы этого или не хотим, зависит исключительно от нас, и никаких обстоятельств, которые бы нас буквально заталкивали в рай, Господь нам не пошлет никогда, все зависит от нашего расположения.
Мы называем Илию именно пророком по причине того, что он указал человечеству на Христа. Другие пророки – Исаия, Даниил, Иеремия, Иезекииль – оставили нам писания, в которых указали признаки пришествия в мир Господа: каким Он будет, как пострадает. Пророк Божий Илия не оставил нам ни одного писания.
Пророк Иона, будучи в китовом чреве три дня и три ночи, прообразовал трехдневное погребение Господа в глубинах, в сердце земли, как скажет впоследствии сам Господь (см.: Мф. 12, 40). Пророк Божий Илия не явил нам ничего подобного. Каким же образом он указал на Христа?
Он указал на пришествие Господа, на то, как оно произойдет и чем будет сопровождаться. И вот два диаметрально противоположных явления или свидетельства-знамения. Первое заключается в том, что Илия своей молитвой вызывал в прямом смысле ошеломляющее действие силы Божией. Каменный жертвенник сначала один раз был полит водой, потом по приказанию пророка было вылито на жертвенник воды еще в два раза больше, а затем и в три раза больше. И огонь снизошел с неба и уничтожил абсолютно все, что было: не только жертву на камнях, но вместе с жертвенником и дрова, и камни – ничего не осталось (см.: 3 Цар. 18, 31-38).
Что этим явил пророк Божий Илия? Божественная благодать, которая врывается в мир с пришествием Христа, как мощнейшая, страшнейшая для греха, для страсти, для зла, для диавола, для ада волна, полностью все погребает под собой. Нам открывается бездна милосердия Божиего, перед которым не может устоять никакой грех, каким бы великим он ни был, каким бы сильным он ни казался, – дар Божией благодати смоет, уничтожит, вычистит все абсолютно.
Второе знамение – это явление пророку Божиему Илии присутствия Самого Бога. Пророк думал, что остался один в этом мире, и просил Бога послать ему смерть, потому что не мог больше терпеть беззаконие, в которое впадал Израиль. Чтобы утешить его, Бог засвидетельствовал, что еще 7000 праведных мужей Он оставил, подобных ему, и пообещал явить Себя. И вот оказалось, что Бог явился Илие ни в буре, ни в огне, ни в громе, ни в молниях, ни в каких-то ошеломляющих действиях, которые сотрясают, завораживают, потрясают, делают обездвиженной волю человеческую, как случается при страшных стихийных бедствиях, нет.
Господь прошел мимо пророка Илии, как говорит Священное Писание, «во гласе хлада тонка», то есть это был как бы голос в прохладной тонкости (см.: 3 Цар. 19, 11-12). А что это значит? Каждый из нас к явлению Бога в нашей жизни должен быть предельно внимателен, потому что если человек, разгоряченный страстями и грехами, озлобленный жизнью, будет пытаться увидеть внешнее знамение от Господа, ничего не выйдет. Нужно иметь мир в душе, всматриваться в глубины своего естества, и тогда обязательно откликнется Господь.
Но этот «глас хлада тонка» также свидетельствует и о другом – Господь не может насильно нас заставить в Царство Божие войти. Мы сами должны быть способны различить этот глас, и сердце наше должно почувствовать радость переживания посещения Божия, как испытал это когда-то пророк Илия. Тогда ничто не сможет нашим сердцем завладеть и мы будем обязательно с Господом.
Чему еще учит нас пророк Божий Илия своей жизнью, свидетельствами, проповедями, которые он произносил перед нечестивыми Ахавом и Иезавелью? Долготерпению Божию. Конечно, очень часто человеку кажется, что в силу того, что он такой хороший и способный, даже богоугождающий, он не вызывает гнева Божия, поэтому живет себе спокойно год, два, двадцать, сорок, пятьдесят, сто лет. Но пророк Божий Илия говорит: Господь на нас долготерпит. Он всматривается в каждого человека, созданного Им по образу и подобию Своему, и верит в то, что человек рано или поздно способен будет откликнуться на Его зов.
Ведь, казалось бы, какое невиданное знамение пророк Илия совершает перед глазами нечестивого царя Ахава, когда огонь с неба сходит и жертвенник вместе с жертвою, плавающий в воде, уничтожает. Но обратился ли Ахав? Нет. Он опять стал преследовать пророка, который вынужден был бежать в пустыню. Ахав не увидел и не понял ничего? Что с ним случилось после? Ничего не случилось, он дальше жил и мучил и Илию, и других истинных израильтян. И это для каждого из нас очень серьезный урок.
В некотором смысле и сегодняшнее воскресное евангельское чтение о насыщении пяти тысяч пятью хлебами также о долготерпении Божием, о вере Бога в человека (см.: Мф. 14, 14-22). Господь насыщает пять тысяч людей, которые не искали духовного исправления. Это те, кто хотел поесть, попить, послушать, как кто-то что-то доброе им говорит. Эти люди на следующий день пойдут и попытаются воцарить Христа во Иерусалиме, потому что им нужен такой царь. И эти же люди впоследствии будут кричать: «Распни, распни Его!» – и распнут нашего Господа. Но Он всех их напитал и не сказал им ни слова. Господь верит в каждого из нас и долготерпит на каждом из нас.
В сегодняшний день хотелось бы пожелать, чтобы мы с твердой верой в то, что живем исключительно благодаря долготерпению Божиему, пытались внимательно всмотреться в себя и старались услышать этот «глас хлада тонка», постоянно в нашей жизни присутствующий. Тогда грех и страсти, в которые мы постоянно впадаем, от которых не можем избавиться, по нашей молитве ко Господу и желанию оставить их, будут уничтожены, подобно тому как был уничтожен жертвенник вместе с жертвой, дровами и камнями огнем, который Господь ниспослал с неба.
Помощи Божией всем вам, дорогие братья и сестры, в деле утверждения в православной вере. Аминь!
Проповедь протоиерея Георгия Климова,
произнесенная в храме иконы Божией Матери
«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,
в Неделю 8-ю по Пятидесятнице. Пророка Илии.
02.08.2020