Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем с воскресным днем, а также с памятью святителя Иоанна, архиепископа Новгородского! Сегодня наш малый престол, поскольку правый предел нашего храма освящен в честь этого святого.
Верующий человек, знакомый с житиями святых, может засвидетельствовать, что события жизни святителя Иоанна, бесспорно, из ряда вон выходящие. В житиях не только русских, но и множества святых других поместных церквей мы не найдем ничего подобного. Особняком стоит повествование о том, как святитель Иоанн, архиепископ Новгородский, летал на бесе в Иерусалим поклониться Гробу Господню и Голгофе.
Читая об этом, вольно или невольно, наверное, каждый человек испытывает легкую тень сомнения: могло ли такое быть? Как мог святой угодник Божий, «связав» беса, заставить его повиноваться себе, чтобы тот, обратившись конем, в одну ночь свозил его во град Иерусалим и привез назад? Рационалистический подход, который имеет и верующий человек, мешает нам поверить в это, ведь мы привыкли через причинно-следственную логику восприятия смотреть на все происходящее. Но в том-то и состоит чудесность православия, что мы не призываемся рационалистически думать и рассуждать о предметах веры и благочестия, мы призываемся верить.
Христос в Евангелии говорит: «Все, о чем ни попросите с верою, не усомнившись, будет по глаголу вашему, даже если вера ваша будет с зерно горчичное» (см.: Мф. 17, 20); «Если скажете горе сей перейти отсюда туда или смоковнице переселиться отсюда в море с верою, будет по глаголу вашему» (см.: Мф. 21, 21-22); «Верующий в Меня сотворит такие же дела, как Я, и больше сих сотворит» (см.: Ин. 14, 12). Зная эти слова Христа, почему мы сомневаемся?
Но поставим другой вопрос: почему Господь так любил святителя Иоанна, за что Он ему давал силу, чтобы эти чудеса совершались? Когда святителя Иоанна оклеветали и решили изгнать из Новгорода, его посадили на плот, который должен был плыть по течению, но плот поплыл против течения, которое было очень сильным, нарушая физические законы бытия. Можно утверждать: святитель Иоанн был очень смиренным человеком, он любил Бога и имел смирение, то истинное смирение, о котором просит каждого из нас Господь.
Доминантой жизни человека, сконцентрированного на приобретении земных благ и поиске земного счастья, является самоутверждение. Во что бы то ни стало, где бы ты ни находился и что бы ты ни делал, ты должен в глазах других и в глазах самого себя самоутвердиться. Но Христос призывает нас совсем к другому, Он говорит: «Там, где учитель, там и ученик. Если Я умыл вам ноги, то и вы должны умывать ноги другим» (см.: Ин. 13, 14-15); «Не будьте как князья в мире сем, которые стараются возвыситься над прочими людьми, каждый из вас пусть будет меньшим и каждый из вас пусть будет для всех рабом» (см.: Мф. 20, 25-27).
Очень непросто исполнить эти слова, но что-то важное за ними должно нам открыться, Христос призывает их исполнить несмотря на то, что мы от этого будем страдать. Ничего хорошего и доброго, как мы понимаем, из-за нашего смиренного поведения в этом мире не произойдет. Но что-то должно произойти. А что? Рассуждая об истинном смиренномудрии, о том, чтобы быть подобными Христу, мы должны говорить о том, что для верующего человека через подвиг смирения открывается милосердие Божие.
Сегодняшнее евангельское зачало посвящено Неделе перед Крестовоздвижением, то есть воскресному дню, который выпадает перед праздником Воздвижения Животворящего Креста Господня. Мы с вами слышали зачало из Евангелия от Иоанна, часть беседы Христа с Никодимом, который пришел к Нему ночью. Господь сказал: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не пришел Сын для того, чтобы судить мир, но для того, чтобы спасся Им мир» (см.: Ин. 3, 16-17).
Исполняя заповеди Божии, часто непонятные и страшные для нас, мы сможем открыть для себя, что Господь пришел мир спасти, а не судить. А что значит – не судить мир? Если бы Христос, Сын Божий, начал судить мир, то есть по справедливости воздавать каждому человеку то, что он заслужил в перспективе вечной жизни, не спасся бы никто абсолютно.
Но Христос безропотно взошел на Крест, вознес молитву за каждого из нас о нашем спасении, явил нам Свою любовь и показал, что человек спасается исключительно милостью Божией. И поэтому заповедь о смирении есть не что иное, как заповедь, которая открывает сердце человека для того, чтобы оно способно было впустить милосердие Божие в естество человека, спасая его для вечной жизни.
Поэтому в такие особые дни, как сегодняшний, когда мы прославляем великого угодника Божиего святителя Иоанна, Новгородского архиепископа, который является покровителем сего святого храма, а значит и каждого из нас, мы призываемся не просто читать его житие и задумываться, могло такое быть или не могло, но просить святителя Иоанна обо всем, что потребно нам для спасения. Ведь если он смог совершить великие чудеса, то мы не должны сомневаться в том, сможет ли он исполнить нами просимое, исходатайствовать это пред Господом. Но для этого мы должны иметь или по крайней мере пытаться стяжать то смирение, которым обладал этот великий угодник Божий.
Аминь.
Проповедь протоиерея Георгия Климова,
произнесенная в храме иконы Божией Матери
«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,
в Неделю 15-ю по Пятидесятнице. Святителя
Иоанна, архиепископа Новгородского.
20.09.2020