Слово митрополита Звенигородского Арсения, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, в Неделю 28-ю по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В евангельском рассказе об исцелении Господом десяти прокажённых (Лк. 17:12-19), прозвучавшем сегодня на Литургии, заключён очень важный смысл. И, пожалуй, далеко не один, как и всегда, когда мы раскрываем страницы Евангелия и, в особенности, когда евангельские слова доносятся до нас в храме. Ведь тем самым Слово Божие обращается к нам, повествуя не только о том, что некогда было, но и о том, что есть всегда, в том числе и сейчас.

Первый урок этого повествования видится в милосердии. Образ Самого Христа – вечный пример милосердия для каждого христианина. Как часто – почти всегда! – мы оказываемся недостойными Божественного Учителя… Он не отвергал ни одного человека, отзывался на всякую скорбь, молился за врагов, – разве не должен Его пример и нас вдохновлять стремиться жить так же? Очень часто мы не только разделяем людей на своих и чужих, друзей и врагов, тех, кого любим, и тех, кого ненавидим, но даже можем пройти мимо страданий и беды человека, который не сделал нам ничего плохого. Не говоря уже о заповеди Христовой о любви к врагам… Порой же мы и вовсе проявляем жестокость к тем, кого любим и кто любит нас. И в этом нам следует принести покаяние и не только на словах: главным образом покаяние означает исправление жизни.

Второй урок – слова Христа: «Пойдите, покажитесь священникам» (Лк. 17:14). Храмовые служители, согласно ветхозаветному закону, должны были засвидетельствовать исцеление тех, кого проказа покинула. И прокажённые послушались. Хотя на тот момент исцеление ещё не произошло, они уже действовали так, словно это случилось. Именно так испытывается вера! Это урок для каждого из нас, пример верности Богу, Его завету и обетованиям. Даже если мы не видим явного действия Его Промысла в нашей жизни (а он есть всегда), мы должны твёрдо следовать Его слову, идти туда, куда Он нас призывает. В Его словах можно увидеть и прообразовательное указание на будущее «священство» – Церковь Нового Завета, – и придерживаться тем самым учения Церкви и её благодатных сокровищ. Жить так, словно повседневная наша жизнь есть чудо, – и чудо обязательно будет происходить.

И вот, мы переходим к третьей важной мысли сегодняшнего рассказа – это урок благодарности. Вспомним, что лишь один человек из десяти, к тому же, это был самарянин, (а самарян иудеи считали презренными еретиками и отступниками) возвратился, чтобы воздать благодарение Богу. Не только в христианском, но и во всём мире – в частности, и в античном, – неблагодарность считалась грубым пороком. И, конечно, такая черта ни в коем случае не должна «отличать» нас, православных христиан. Напротив, подлинным отличительным признаком каждого христианина следует считать благодарение.

Будем же учиться благодарить Бога, будем замечать Его благодеяния, из которых на самом деле слагается вся наша жизнь, – даже если мы воспринимаем её как данность, саму собой разумеющуюся, в которой мы подчас не видим светлого, а видим только удручающее. Каждый день и каждый человек в нашей жизни – это дар Божий! Каждый вздох и каждый момент. Наш приход в этот мир, все, кто нас окружают, и особенно дар жизни вечной, о котором мы во время Литургии возносим благодарение Богу, – это всё Его неисчислимые дары. Неслучайно самое важное таинство Церкви называется «Евхаристия», что с греческого переводится как «благодарение». Так, само таинство – наставление на всю нашу жизнь, чтобы мы учились свою жизнь посвящать как чистый дар Богу и благодарить Его за всё.

Будем учиться благодарить Бога, будем учиться благодарить наших родителей, наставников, наших братьев и сестёр. Пусть наша жизнь будет наполнена благодарением – не будем стесняться слов благодарности и человеку, и, главное, Господу в ежедневной молитве. И пусть вся жизнь наша постепенно становится литургией, евхаристией, а Святая Евхаристия – нашей с вами жизнью! Аминь.

21 декабря 2025 года,

храм Успения Пресвятой Богородицы в Останкине города Москвы