Слово митрополита Звенигородского Арсения, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, в день памяти апостола Фомы

Дорогие отцы, братья и сестры! Рад приветствовать всех вас сегодня и передать вам приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В этот день мы чтим память апостола Фомы, которого почитают и православные христиане Средней Азии, и христиане Индии как своего апостола.

Сегодняшняя литургия являлась прежде всего молитвой благодарения всей Церкви, но сугубо – участников экспедиции, которые под руководством отца Алексия совершают благое дело по воскрешению наших древних деревянных памятников – храмов Русского Севера. Во вторую очередь сегодняшняя литургия – молодёжная литургия нашего северо-восточного викариатства. И я всех сердечно приветствую, как молодых членов Церкви, так и всех, кто сегодня участвовал в нашей общей молитве.

Апостол Фома является во многом уникальным, но в то же время наряду с другими апостолами образцом для каждого из нас. Расхожее выражение «Фома неверующий», конечно, не относится к нему. И не должно относиться: как мы видим из Священного Писания, неверующим и неверным он не был. Помимо списка Двенадцати апостолов, в Писании он упоминается, когда Христос накануне крестных страданий направляется в Вифанию, чтобы совершить чудо воскрешения Лазаря. Тогда он своим ученикам сначала прикровенно сказал: «Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его» (Ин. 11:11), а затем уже напрямую – «Лазарь умер; и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали» (Ин. 11:14-15). Ученики мало что поняли: только то, что Спаситель хочет вернуться туда, в предместье Иерусалима, где Ему угрожает опасность. К тому времени среди первосвященников и книжников уже состоялся заговор, сулящий Спасителю погибель. По всей видимости, мало кто вдохновился отправиться вместе с Ним в Вифанию, но Фома единственный, как сообщает нам евангелист Иоанн, сказал: «Пойдём и мы умрём с Ним» (см. Ин. 11:16).

Далее, мы снова встречаем апостола Фому прежде страданий Спасителя во время прощальной беседы – столь трогательной, столь возвышенной, доносящей до нас последние наставления Христа своим ученикам, а значит, и всем нам. И среди прочего на этой беседе была произнесена и новая заповедь: «Любите друг друга, как Я возлюбил вас, и по тому все узнают, что вы Мои ученики» (см. Ин. 13:34-35), и многие другие прекрасные наставления, которые нам стоит перечитывать регулярно и стремиться воплощать в своей христианской жизни. И вот во время этой беседы апостол Фома вопрошает: «Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?» (Ин. 14:5) – хотя ученики действительно ещё ничего не знали, смутное чувство тревоги уже было у них на душе. Спаситель же на это отвечает: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. <…> И отныне знаете Его и видели Его» (Ин. 14:6-7). И более того, в той же беседе Он сказал ученикам Своим, наставляя и ободряя их накануне тяжких испытаний, что увидит их снова и радости той никто не отнимет (см. Ин. 16:22).

И эта радость действительно охватила сердца сначала жён-мироносиц, затем апостолов и впоследствии уже и апостола Фомы. Промыслом Божиим, последний, как мы помним из Евангелия, не был в числе первых свидетелей Его Воскресения и потому произнёс те самые слова: пока не увижу – не поверю. Но кто из нас сказал бы иначе, если бы речь шла о чьём-либо воскрешении? Да и проче апостолы ведь не поверили вначале жёнам-мироносицам, когда те уверяли, что видели на Гробе ангела, а затем и Самого Воскресшего Христа. Но именно апостол Фома в силу, может быть, особой любви и приближенности к Богу был избран орудием свидетельства истинности Воскресения, чтобы через него и на его примере стало возможным благословить всех верующих по словам апостолов – и нас с вами – во Имя Христово (см. Ин. 20:29).

«Подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин. 20:27) – говорит Христос Фоме. Обратим внимание, что апостол Фома, как повествует об этом Евангелие, только и смог на это сказать: «Господь Мой и Бог Мой!», совершенно оставив, по видимому, всякую мысль проверять истину своими руками.

Он преклонился перед Иисусом, произнося слова исповедания. И это апостольское исповедание, наряду с исповеданием апостола Петра – «Ты Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16:16), – эта апостольская вера, эти радость и благовестие о победе Христа над смертью, о спасении во Христе начали распространяться сначала в Иерусалиме, потом по всей Палестине и затем – до края земли. Об этом нам говорит Книга Деяний, а затем и жития апостолов. И эта радостная апостольская вера, вдохновляющая и преображающая, достигла и нас сквозь время и пространство. И мы сегодня также причастны к этому провозвестию – и не просто к вере, а к сопереживанию присутствия Воскресшего в нашей жизни.

На этом строится весь опыт, вся тáинственная жизнь Церкви, а также вся жизнь христианина – на живом присутствии Воскресшего Господа, Который сейчас с нами, по Его слову: «Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28:20). Не будем же об этом никогда забывать! Пусть это служит для нас источником сил и вдохновения, утверждает нас в верности евангельским заповедям и придаёт силы исполнять заповеди Христовы о любви, мире и прощении.

Всякий раз, когда мы празднуем память того или иного апостола, как сегодня – апостола Фомы, Церковь напоминает нам о нашем собственном призвании: мы – члены апостольской Церкви (см. Символверы), основанной Христом, в которую призваны все народы. И апостольской наша Церковь называется не только потому, что она исторически восходит ко временам святых апостолов, но ещё и потому, что сегодня мы с вами продолжаем их дело в этом мире. Мы все, православные христиане, являемся учениками и ученицами Спасителя. И поэтому будем же более вдумчиво вчитываться в строки Священного Писания, черпая в наставлениях нашего Учителя и Господа верные слова, чёткие ориентиры и непреложные законы жизни, которые является также и законами Царствия Божия. Мы, как наследники этого Царствия, призваны жить по его закона уже сейчас, чтобы наша жизнь во Христе – подлинная, реальная – приобрела вечное измерение.

Будем помнить об этом апостольском предназначении Церкви. Мы – свидетели апостольской веры: и словами, и особенно делами мы призваны возвещать истину и красоту её, а более всего – несказанную любовь Господа. Добрыми делами, прощением, состраданием, милосердием – любовью в соответствии с Христовой заповедью. Исполняя и другой Его завет ученикам: «Вы – соль земли. <…> Вы – свет мира. <…> Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:13,14,16). Аминь!

19 октября 2024 года,
Храм преподобного Серафима Cаровского в Раеве города Москвы