Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня, накануне Великого поста, Церковь воспоминает Адамово изгнание. Это событие – напоминание каждому из нас, как и почему человек оказался в столь бедственном положении в этом мире. Произошло это вследствие того, что наши прародители, выбирая между Богом, послушанием Его воле, жизнью вечной и Его любовью, к сожалению, сделали неправильный выбор и решили принять нечто противоположное.
История Ветхого завета до Христа представляет нам оторванное грехом от Бога человечество. Но явился в мире Спаситель — Новый Адам, открывающий путь к жизни, Которому мы призываемся последовать и отвергнуть ведущий к погибели путь первого, ветхого Адама. К этому призывает нас Господь. И не только призывает, но и даёт благодатные средства для этого: Таинства, молитву, до тончайших мелочей продуманный круг богослужений – суточный, недельный, годовой… И в центре каждого такого цикла главным событием является встреча с воскресшим Господом: в таинстве причащения на Литургии, в воскресный день на неделе, в ежегодном праздновании Пасхи. И, пожалуй, самым сильным, реальным и живым переживанием присутствия воскресшего Спасителя среди нас будет именно празднование Светлого Христова Воскресения.
Великий пост – это наше паломничество к Пасхе. Он ведь совершается не ради пощения как такового, но ради нашего очищения, чтобы мы наиболее полно могли принять радость Воскресения и ощутить присутствие воскресшего Господа в нашей жизни. Сегодняшний день называется также Прощёным воскресением: по древней традиции мы после вечернего богослужения испросим друг у друга прощения. Вспомним также слова из Нагорной проповеди, что прозвучали сегодня: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (см. Мф. 6:14). Эти слова Спасителя являются прямым продолжением наставления в молитве, а отрывок, который предшествует этому стиху, звучал на Литургии вчера: в нём Господь дарует ученикам молитву Господню «Отче наш», которая на протяжении долгого времени была, возможно, единственной молитвой в первом поколении христиан наряду с псалмами. Уже позднее стали появляться гимны, различные песнопения христианской Церкви, однако до сих пор для нас «Отче наш» – образец всякой молитвы, который заключает в себе все самые важные и необходимые прошения. Она наставляет нас, напоминает о том, Кто наш Отец, и о том, как важно жить по Его воле и своей жизнью прославлять Его святое Имя. Когда в этой молитве звучат слова о «хлебе насущном», согласно общей вере всей Церкви, речь идёт прежде всего о Хлебе с большой буквы, то есть о Евхаристии. Потому мы и молимся, поём всей церковью на Литургии перед причастием: «Отче наш, хлеб наш насущный даждь нам днесь». Но, вместе с тем, речь идёт и о хлебе земном, который является собирательным образом всех наших нужд и чаяний в материальном мире.
И вот мы просим, чтобы Господь простил нам наши грехи, как и мы прощаем должникам нашим. Но как часто мы повторяем эти слова машинально, не задумываясь? Как часто получается так, что мы ежедневно просим у Бога милости и прощения, но чуть ли не с той же регулярностью сами оказываемся неспособны простить куда меньшие прегрешения людей против нас? А порой мы неспособны осознать, что самим нам следует попросить прощения… Происходит удивительная вещь: мы называем себя христианами, тратим жизнь на молитвы, изучение Слова Божия, походы в храмы. А в сердце, между тем, собираются злоба, непрощение и жестокость, которые ниспровергают наше христианство, делают его всего лишь обёрткой языческого содержания; это сердце, которое ненавидит, не прощает и не милосердствует.
Вот к чему взывает каждое вдумчивое прочтение молитвы Господней, и в особенности сегодняшний день – Прощёное воскресенье. Чтобы, даже если мы не задумывались об этом каждый день (хотя должны бы!), то хотя бы сегодня – задумались и от всего сердца испросили прощения у Бога, друг у друга. Найдём в себе силы простить по Его заповеди и самим испросить прощения перед теми, перед кем оказались виноваты, даже если сами того не замечаем по своему легкомыслию.
Без подлинного примирения с Богом и ближними невозможно и подлинное следование за Христом и к Нему, невозможна Радость Воскресения и жизни вечной. Не будем же сами отказываться от этой Радости, и, вступая в Великий пост, примем все эти наставления о молитве и прощении.
Прислушаемся также к словам из сегодняшнего Евангелия: наш пост не должен быть показным. За это Иисус Христос критиковал фарисеев, которые более увлекались видимой стороной поста. Будем помнить о той неизмеримой глубине, которая на самом деле присутствует в постном подвиге: прежде всего это богоискательство, стремление ощутить в нашей жизни присутствие Божие. Оно есть, просто мы утеряли способность слышать и чувствовать. Прислушаемся к Его слову: что Он скажет нам? К чему призывает? Как Он нас укрепляет и благословляет в этом мире? Будем стараться жить по слову Священного Писания, как древние праведники, и жить в присутствии Божием, памятуя, что Господь всегда пребывает со Своей Церковью: и сегодня, и завтра, и в Светлую Пасху Он с нами! В этом источник и нашей победы над злом, мелкими страстями, обидами и искушениями в нашем сердце, над превратностями этого мира. С Господом мы всё можем преодолеть.
Есть ещё одна немаловажная, но, может быть, неочевидная составляющая поста для тех, кто особое внимание обращает на то, что можно вкушать, а чего нельзя, когда лучше прийти в храм и, как правильно воздерживаться. Древний смысл поста заключался в том, чтобы не поедать больше пищи некого другого вида и много не тратиться на эту пищу. Так, стоит тратить вовсе не больше, чем обычно, а меньше. Пусть стол будет не таким разнообразным, не фарисейским, но таким, который позволит нам сбережённые деньги пожертвовать тем, кто в них нуждается, и разделить кусок хлеба с тем, у кого его сегодня и вовсе нет. Таково социальное, евангельское измерение поста, которое преследует не только нашу личную аскезу и духовное преуспеяние, но и воплощение евангельской заповеди о любви к ближним.
Это важнейшая составляющая именно христианского поста, которая никогда не должна нами забываться. Пост – это не время для замыкания на самих себе и собственных, пусть и благочестивых, переживаниях, молитвах, покаянии. Смысл вовсе не в таком «благочестивом эгоизме», а в раскрытии нашего сердца для примирения с Богом и навстречу нашим ближним. Если весь год мы не думали о том, как мы можем послужить нашим ближним, любому человеку, который оказался рядом, – то задумаемся об этом теперь, и будем хотя бы немного чаще думать об этом на протяжении поста. Тогда и пост будет истинно евангельским, христианским, православным, таким, каким заповедовал Господь ещё пророкам в Ветхом завете, и к чему Он призывает уже в Евангелии.
От всей души я желаю каждому, чтобы это время не было тягостным, мрачным. Наоборот, пусть это будет временем рассвета. Недаром в церковных песнопениях Великий пост называется весною духовной, и многие древние названия поста переводятся как «весна». Как природа пробуждается от зимней спячки, так и наша душа призвана отряхнуть прах суеты и скованность, растопить лёд и пробудиться для примирения с Богом и нашими ближними.
Пусть таким пост будет и для каждого из нас, пусть он станет нашим путём к Богу и тем временем, когда мы постараемся растворить двери нашего сердца для ближних, живя по евангельскому слову Самого Спасителя, памятуя также Его слова о том, что все мы – Его Церковь. Каждый христианин призван стать светом для этого мира и солью земли (см. Мф. 5:13, 14), а значит, своими добрыми делами и своей жизнью являть миру любящий лик Христов.
Аминь!
22 февраля 2026 года, храм Успения Пресвятой Богородицы в Останкине города Москвы

