Слово митрополита Звенигородского Арсения, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, в Неделю 17-ю по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогоие отцы, братья и сестры, всех вас поздравляю с воскресным днем! В своем сегодняшнем слове я хотел бы обратиться к прозвучавшему на утрени Евангелию, в котором рассказывается о том, как воскресший Господь Иисус Христос явился своим ученикам. Согласно Евангелию от Луки, это было именно первое явление Воскресшего апостолам. Вспомним этот отрывок.

«…Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотри́те; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги. Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними» (Лк. 24:36-43).
Наша вера, наша Церковь, наша духовная жизнь и любого святого человека, и каждого христианина основана на факте Воскресения Христова. Не на фантазиях или мечтах убитых горем людей, которые «страха ради иудейска» пребывали в закрытых комнатах, пережив крушение своих надежд и смысла жизни после казни Спасителя (см. Ин. 20:19); для которых рассказы мироносиц казались пустыми, бессмысленными и ложными – они не верили. Сам Господь, Победитель смерти, на протяжении сорока дней снова и снова является своим ученикам, удостоверяя их в истинности Своего Воскресения и в торжестве Божией любви, которая явилась в этот мир, чтобы победить и грех, и смерть, и даже самый ад, и вознести падшее создание – человечество – к Богу и к жизни вечной. Об этом и возвещает Церковь со времён апостольских, в этом и есть вечная новизна и радость христианского провозвестия.

«Я увижу вас снова», – сказал Господь Своим ученикам накануне страданий, – «и радости вашей никто не отнимет у вас» (см. Ин. 16:22). И именно здесь, сейчас при встрече с Воскрешим говорится о том, что ученики были в радости. Конечно, как и любой живой человек, и они сомневались и поначалу не верили. И здесь – точно как в случае с апостолом Фомой, память которого мы совершали вчера, – Господь уверяет их в истинности Своего Воскресения, вкушая пищу и снова предлагая ученикам удостовериться, что Он подлинный, реальный Человек, не призрак или привидение.

«И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний» (Лк. 24:44-45).
Всё, что произошло с Господом Иисусом Христом – и Его страдания, и Крест, и Его победа над смертью – произошло согласно Писанию. Как говорится и в нашем Символе Веры: «…и воскресшаго в третий день по Писанием». Распятие и Крест – то, через что необходимо было пройти Грсподу ради искупления мира, когда Он взял на Себя грехи каждого из нас. О страданиях Спасителя есть множество пророчеств и в псалмах, и в пророческих книгах Ветхого Завета. Достаточно вспомнить 53-ю главу Книги пророка Исайи, которая практически вся посвящена страждущему Отроку, то есть Служителю Господню. «Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис. 53:5).

«И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему. И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше. И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь» (Лк. 24:46-53).

Обратим внимание, что и своё Благовестие евангелист Лука начинает с храма Иерусалимского, где Захария принял весть от ангела о том, что он станет отцом Предтечи. Но приходит время, и пришло уже, когда, как сказано в Евангелии от Иоанна (беседа с самарянкой), поклонение Богу будет совершаться в Духе и истине. И не один храм в Иерусалиме будет Домом Господним, а вся Церковь, весь народ Божий и каждый из нас – храмом Духа Святого. Так называет христиан апостол Павел. Все мы вместе как Церковь и каждый из нас в отдельности являемся храмом для Бога, а значит, и царственным священством, и народом избранным (см. 1 Пет. 2:9-10).

В чем же заключается избранность наша? В том, о чем сказано в этих стихах: «Вы же свидетели сему» (Лк. 24:48). Церковь продолжает апостольское служение в этом мире: это свидетельство о Воскресении Спасителя и Божественной любви, которая явилась в мир ради его спасения. Евангелие от Луки заканчивается на Вознесении, и с одной стороны это конец: заканчивается не только время земной жизни Спасителя, которая фактически оборвалась на Голгофе, но и заканчиваются те явления Воскресшего, которые необходимы были Его ученикам, столпам будущей Церкви, которые должны были получить новый импульс, новое начало, преобразившись из горстки испуганных людей в бесстрашных проповедников Христовых. Чтобы Церковь в их лице, а также лице жен-мироносиц и некоторых других учеников Спасителя, смогла выйти за рамки того дома, «комнаты», где пребывали апостолы «дверем затворенным». Чтобы Церковь вышла за пределы Иерусалима и народа иудейского и стала домом для всех народов, для каждого человека – жившего, живущего или имеющего жить в этом мире. Чтобы Церковь стала Единой, Святой и Апостольской. И чтобы эта проповедь и свидетельство о Воскресении и любви Божией, которая сходит до ада – спасти каждого человека, начиная с падшего Адама, – продолжала вдохновлять и спасать души человеческие, изменяя и преображая наши жизни и жизни окружающих нас людей. Потому что это свидетельство о надежде и любви не может не преобразить мир вокруг таких свидетелей, которые откликаются на живое слово и тоскуют о нем, тоскуют о Боге, о любви.

И нам не стоит никогда забывать, что эти вера и радость – не только наш удел, как светильник под спудом. В этом заключается наше служение и миссия всей Церкви как таковой –ести этот свет туда, где тьма, веру туда, где отчаяние, радость туда, где ненависть, и любовь туда, где только злоба и тьма. Будем стремиться просвещать светом Воскресшего и свою жизнь и жизни тех, кто нас окружает. Ведь выше, радостнее и сильнее этого факта нет ничего: Христос продолжает находиться с нами, со Своей Церковью, по Своему неложному обетованию: «Я с вами во все дни до скончания века» (см. Мф. 28:20). Евангелие – это захватывающее дух откровение о Боге, Который стал одним из нас, и о человеке – не только Богочеловеке Иисусе Христе, но и о каждом из нас. И Воскресение, и Вознесение во славе – это то, что совершает Спаситель для каждого из нас и даруя это каждому из нас, призывая всех нас стать причастниками Своего Царства и Своей любви. Аминь.

20 октября 2024 года,
Храм Успения Пресвятой Богородицы в Останкино города Москвы