Слово митрополита Звенигородского Арсения, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, в Неделю 19-ю по Пятидесятнице

Сегодня прозвучало прекрасное Евангелие, известное и близкое каждому из нас. И в своём кратком слове я бы хотел обратиться к апостольскому чтению, которое прозвучало сегодня на литургии. Оно также созвучно с сегодняшним евангельским рассказом. Так, апостол Павел в послании к Коринфянам рассуждает о том, чем он может хвалиться.

Вспомним сам текст: «Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, знает, что я не лгу. В Дамаске областной правитель царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня; и я в корзине был спущен из окна по стене и избежал его рук. Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним. Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю — в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать. Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими. Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня. И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» (2 Кор. 11:31-32, 12:1-9).

В древности – как, впрочем, и сейчас – люди часто видели предмет для гордости в своих талантах, в высоком положении, которое занимают. Однако даже в древние времена наиболее чуткие духом язычники понимали, как бессмысленны такие самовосхваления перед Богом или судьбой. Наиболее же чётко это понимали ветхозаветные мудрецы, порицая и гордость, и самовосхваление. И тем более, у настоящего христианина не может быть поводов для подобного, ведь что бы человек ни получил, он получает это от Господа. Какими такими талантами, силой, красотой мы обладаем, чтобы величаться и хвалиться? Да, человек – творение Божие; более того, он венец творения и удивительное явление в этом мире. Для внимательного рассмотрения и чуткого взора сам человек и его существование, его загадка, чудо его бытия уже являются свидетельством о Боге, Творце, Чей образ человек несёт. И тем не менее, человек – творение падшее. Он входит в этот мир, погружённый во тьму, уже имея в себе отраву греха: с младенчества в каждом из нас проявляется множество тёмных начал. И если бы мы действительно были такими прекрасными и великими, разве нужно было бы Иисусу Христу являться в этот мир ради его спасения? Чем нам хвалиться, если ради нашего искупления Сыну Божиему пришлось принять смерть на кресте? Один этот факт уже уничтожает любые поводы для самовосхваления и гордости, после чего нам остаётся лишь со смирением принять дарованное спасение.

Древние языческие современники апостола Павла хвалились в основном различными внешними дарованиями, красотой, силой. Но были в Коринфие среди его слушателей и те недоброжелатели, которые хвалились якобы более богатым духовным опытом и считали себя более духовными христианами, нежели апостол. Апостолу Павлу часто приходилось отстаивать свой авторитет: для людей, которые главным свидетельством духовного совершенства считали видения и откровения, апостол казался не слишком примечательным, обычным человеком. На это Павел говорит, что мог бы похвалиться, но это неполезно (см. 2 Кор. 12:1). Затем же он переходит к рассказу о неком человеке (прозрачно намекая на самого себя), который тоже был удостоен видений и откровений, – и тем не менее, они не могут быть мерилом духовной жизни каждого человека и предметом для гордости: духовный опыт, который даётся человеку перед Богом, не повод для его похвальбы и самовозвеличивания.

И потому апостол, завершая описания (своего, на самом деле) опыта восхищения в рай и слышания неизреченных глаголов, говорит, что если чем и будет хвалиться, то немощами своими (см. 2 Кор. 12:4).

Конечно, подобное значительно переворачивало сознание людей: как можно хвалиться немощами? Ответ на этот вопрос кроется в тайне явления в этот мир Сына Божия, Премудрости Божией. Ведь это явление было вовсе не в славе и блеске, не в величии царства земного, а в максимальном унижении, в немощи и предельной простоте. И более того – это самоуничижение дошло затем и до Голгофы, и до схождения во ад. Это была ведь на самом деле очень страшная реальность: Праведник, Сын Божий оказался осуждён на крест и крайне мучительную смерть. Однако же в этом видимом поражении Сына Божия была заключена тайна нашего спасения: ведь там, где кажется, что восторжествовали силы зла, смерть и безнадёжность, явилась всё изменяющая Сила Божия – Источник нашего воскресения, наша надежда.

Апостол Павел упоминал, что трижды обращался к Господу, чтобы Он избавил его от некой телесной немощи, подробности которой не раскрываются. «Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» (2 Кор. 12:8-9) – вот его слова. Если вспомнить евангельскую притчу, апостол Павел, безусловно, посчитал бы себя близким к немощному и отверженному Лазарю, имя которого означает «Бог помогает» или «Бог в помощь». В своей болезни он обращается с мольбой к Господу. А ещё ранее, в начале сегодняшнего фрагмента, он рассказывает, как спасался бегством из Дамаска, когда ему там угрожала опасность (см. 2 Кор. 11:32).

Это пример всем нам. Там, где грозит опасность и тогда, когда нас обступает немощь, мы можем уклоняться от опасности и просить Господа о помощи. Однако необходимо также помнить и уже упомянутый ответ, который дал апостолу Павлу Сам Господь: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». В этих словах раскрывается евангельский путь со-несения со Христом Его креста, подобно Симону Киринейскому. А в иных обстоятельствах – и в со-страдании, со-распятии с Ним.

Нам не дано понять смысл страданий, существующих в мире: безусловно, их не создавал Господь, но они существуют. Являясь проявлением греховности нашего мира, страдания продолжают калечить многие и многие души. Но при должном отношении нашем они способны быть и неким целительным средством и сделать нас сопричастниками Креста и Воскресения Господа. Когда мы с благодарением и со смирением, с полным доверием этим словам – «сила Моя совершается в немощи» – несём свой крест вслед за Христом, памятуя о том, что только так мы способны стать причастниками Его воскресения, – открывается реальность жизни с Богом, выше и прекраснее которой нет ничего. Реальность того, что никакие силы зла, никакие немощи, никакие страдания и искушения не способны отлучить нас от Бога во Христе. Будем же всегда об этом помнить и жить по этому слову Спасителя, вчитываясь в Евангелие, в послания апостола Павла, во все библейские книги и находя в них ответы Самого Господа. Потому что это – Слово Божие, обращённое не только к живущим столетия назад, но и к нам сегодня.

Будем жить по этому Слову с доверием, с любовью к Богу, помня и другие великие слова апостола Павла: «Ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (см. Рим. 8:38-39). Аминь.