Слово митрополита Звенигородского Арсения, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, в Неделю 20-ю по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня обратимся к строкам Евангелия от Луки, которое прозвучало на литургии. Всем нам известен эпизод об исцелении Иисусом Христом гадаринского бесноватого. Заострим внимание на трёх важных моментах. И первый из них таков: духи тьмы и зла, поработившие несчастного человека и обитавшие в нём, сразу безошибочно узнали во Христе Спасителя, имеющего власть и над ними. Того, от Кого зависит в будущем и их приговор. Они говорят: «Что‌ Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня» (Лк.8:28), а затем просят Спасителя, чтобы Он дозволил им войти в стадо свиней. И Господь, исцеляя человека, действительно изгоняет бесов в свиное стадо, которое затем погибает в море (см. Лк. 8:31-33). 

В этом эпизоде заключается важный урок, говорящий нам: дьявол не сильнее Христа, об этом не может даже идти никакой речи. И уже в этом есть великое основание для нашей надежды, ведь если Христос с нами, то никто и ничто не сможет нам навредить и отлучить нас от Бога, от жизни вечной. Дьявол именуется «князем мира сего», но это самозваное титулование: его никто не ставил над людьми.  

Он захватил эту власть, обманув первых людей, – может быть, и раньше пытаясь проникнуть в первозданное творение Божие. Но пришёл Тот, Кто разрушит эту власть – Христос. И эта власть действительно разрушается, евангельский рассказ очень красноречиво нам об этом свидетельствует. 

Есть и другие красивые евангельские строки. «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1:5). Это означает, что в более широком смысле каждому из нас и миру, как творению Божию, хотя и угрожают силы зла и тьмы, но свет явился во тьме – и тьма уже никогда его не сможет объять. Как в тёмной комнате, когда мы зажигаем свечу или открываем ставни: стоит проникнуть лучику света – и тьмы уже нет. Так и Христос, Сын Божий; Он – явление Бога в этрм мире, прогоняющее тьму, разгорающееся ещё больше с Воскресением и дающее нам великую радость и надежду. Надежду на то, что никакая тьма, никакие силы адовы не смогут овладеть нами, если мы только сами добровольно им не поработимся. Но и тогда у нас есть Спаситель и Освободитель, из тьмы выводящий к Свету жизни вечной. Неслучайно в предшествующих таинству Крещения обрядах читаются молитвы запретительные – на изгнание дьявола. Там вспоминается как раз этот евангельский эпизод и говорится о том, что дьявол не имеет власти даже на свиньями. И тем более он отступает от творения Божиего, которое приступает к купели и возрождается для жизни вечной. 

Второй момент, который может быть для нас поучительным, это реакция жителей гадаринских. Они, встретив явное чудо, вовсе не возрадовались вместе с исцелённым, не поблагодарили Спасителя, а попросили Его уйти. Почему? На этот вопрос Евангелие не даёт прямого ответа. Возможно, дело в том, что погибло стадо – источник какого-то земного благополучия этих людей. Однако мы помним, что в Священном Писании Ветхого Завета свиное мясо считалось нечистым и было запрещено к употреблению. Для кого же гадаринские люди выращивали свиней? Для язычников? Для римских солдат? Для собственного пропитания, как для отступников Закона Моисеова? Впрочем, вопрос ведь не в них, а в нас: как мы сами реагируем на явное присутствие Бога в нашей жизни? Готовы ли мы принять Спасителя в нашей жизни? Хотя мы и обращаемся к Нему каждый день в молитвах, что говорит наше сердце? Жаждет ли оно по-настоящему? 

Это вопрос к совести каждого из нас. Иногда мы вопрошаем: почему Господь не отвечает на наши молитвы, неужели Он не слышит? Нет, Господь слышит каждую из них, но часто так бывает, что мы сами выделяем для Него только какую-то узкую область нашей жизни, «допускаем милостивно» нам помочь лишь в чём-то одном – поиске работы, обретении здоровья или семьи, – а в остальное же время и не думаем о Боге. А получив надобное, и вовсе о Нём забываем. И разве мы сами не напоминаем в этом случае жителей гадаринских, для которых живое присутствие Господа оказывается неудобным, а то и невыносимым?

И, наконец, вспомним слова Спасителя – наставление исцелённому. «Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав: возвратись в дом твой и расскажи, что‌ сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус» (Лк. 8 : 38 — 39 ). И, как заключает сегодняшнее Евангелие, он действительно пошёл и проповедовал. Это снова повод задуматься для каждого из нас: поведать о том, что сотворил для нас Господь, это очень важно и в силах каждого из нас. Замечаем ли мы это? Увы, чаще всего нет. Чаще всего мы несчастны из-за мнимых или реальных скорбных обстоятельств нашей жизни. Обо всём светлом и добром, за что можно благодарить Бога, мы не помним. А ведь этого светлого намного больше! 

Сегодняшнее Евангелие учит нас и этому: чтобы мы замечали прежде всего чудеса Господа, которые происходят ежедневно в нашей жизни. Начиная с самого дара этой этой жизни, не говоря уже о великом даре жизни вечной. Каждый день в нашем мире происходит что-то очень хорошее. Оно точно есть, и эти знаки, эти дары Божии, которые присутствуют в жизни каждого человека – пусть они не оставляют нас равнодушными. Будем же благодарны за них Богу, и не только словами, но и добрыми делами будем свидетелями Христовыми в этом мире. Будем проповедовать Его любовь, милосердие и спасение. Будем помнить, что мы призваны быть Его соработниками в этрм мире и сослужителями Его любви. Аминь!

10 ноября 2024 года,
Храм святого благоверного князя Димитрия Донского в Раеве города Москвы.