Дорогие отцы, братья и сестры, всех вас сердечно поздравляю с престольным праздником!
Сегодня Церковь совершает празднество иконы Божией Матери, именуемой «Неопалимая Купина». Широко известна традиция возносить перед этим образом молитвы о спасении нас, нашего жилища от огненного запаления и молниеносного грома. Но если мы поразмышляем над самой иконой, ее изображением и наименованием, то увидим, что смысл сего образа гораздо глубже.
Прежде всего, само название «Неопалимая Купина» отсылает нас ко временам библейской древности, когда около полутора тысяч лет до Рождества Христова пророку и боговидцу Моисею было необычайное явление.
Однажды, когда он пас угоры Синайсвое стадо, он увидел необычайное явление – объятый огнем, но несгорающийтерновый куст. Размышляя над увиденным, даже и не предполагая, что становится свидетелем Богоявления, Моисей подошелрассмотреть поближе и услышал голос, повелевающий снять обувь, потому что земля, на которой он стоит, святая. Господь, воззвавший из пламени тернового куста, повелел ему отправиться в Египет и спасти от долгогопленения народ Свой. Все это, как мы помним из Священного Писания,настолько ужаснуло Моисея, чтопервоначально он пытался отказаться отповеления Божия.
В конце концов, он спросил об имени говорившего ему: Вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? (Исх. 3:13). И Господь ответил: Я есмь Сущий(на церковнославянском – Аз ЕсмьСый)…так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам (Исх. 3:14).
В этом имени «Сый» или «Сущий» Господь открывает свою запредельность:Он обладает полнотой бытиявыше всякого нашего представления о земном существовании, подлинной жизнью.В то же время Он – источник бытия всего мира, источник жизни каждого из нас и, что важнее, источник вечной жизни для каждого из нас.
Это имя было настолько окружено благоговением Ветхозаветной Церкви, что даже запрещалось к произнесению. Лишь раз в год первосвященник мог, войдя во Святая святых, произнести его. В Христианской же Церкви, у нас с вами, это имя возносится за каждым богослужением: «Сый благословен Христос Бог наш», – снова и снова возглашаем утром и вечером. Словами «Сый Владыко, Господи Боже Отче Вседержителю…» начинаем евхаристическую молитвуна Литургии святителя Василия Великого.
Надписание этого имени, но уже в греческом варианте – «ὁ ὤν» на иконе на нимбе Христа, указывает нам на ту невероятную, поражающую воображение и вечно новую радость, возвещаемую нам в христианстве. Бог, Который превыше всего, Который Сам обладает полнотой бытия, не только избавил из рабства Свой народ, но явился в этом мире ради нашего спасения.
И вот наименование иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», как раз и подводит нас к этой параллели. БогородицаСама стала истинной Купиной Неопалимый, приняв на Себя огонь Божества, а та древняя купина, тот терновый куст, объятый огнем и не сгорающий, был прообразом этого необычайного и единственного Боговоплощения.
Начиная с апостольских времен, в Церкви существует традиция рассматривать весь Ветхий Завет, как приготовление ко встрече со Христом. Мы видим множество тому примеров: и неопалимаякупина, и лествица Иакова, и Иосиф, проданный в рабство в Египет, и т.д. Весь ветхозаветный закон, по мысли апостола Павла, хотя можно сказать и шире, весь Ветхий Завет был детоводителем ко Христу. Именно в Новом Завете раскрывается подлинный смысл Ветхого, находят свое исполнение все пророчества, прообразования, раскрывается истинная цель того, к чему Господь готовилСвой народ и все народы земные – к Своему пришествию.
И икона Божией Матери «Неопалимая Купина», как и любая инаябогородичная икона, напоминает нам об этом. Например, икона «Знамение»отсылает нас к словампророка Исаии: Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Ис. 7: 14)
Все эти чудотворные образы –зримое свидетельство того, что все, о чем пророчествовалось в древности, чего люди чаяли веками, исполнилось во Христе. В Нем находит свое исполнение Ветхий Завет. В Нем ответ на вопрошаниявсех поколений. Он «Сый и прежде Сый», существующий прежде всего, и Он с нами в нашей жизни.С нами Бог!В этом невероятная радость, невероятный источник сил и вдохновения для каждого из нас.
И, наконец, необходимо еще сказать и никогда не забывать, что каждый христианин, член Церкви, приступающий к Святым Тайнам Христовым, тоже в каком-то смысле является такой неопалимой купиной. Хотя, конечно же, не в том исключительном значении, как Божия Матерь, давшая человеческую природу Сыну Божию, ставшая Лествицей, по которой Он сошел с неба ради нашего спасения. У апостола Павла и многих святых отцов мы находим мысль, что Церковь в целом и каждый из нас в отдельности является храмом Духа Святого –храмами Божиими.
«Богоносцы и христоносцы», – так обращается к христианам в начале IIвека священномученик Игнатий Богоносец. Каждый из нас, пришедший в Церковь через Крещение, принимающий Христа в свое сердце в молитвах и буквальным образом в Таинстве Причастия, старающийся жить по Слову Божию, является таким храмом. Мы в себе носим залог бессмертия, жизни вечной, того подлинного бытия, источником которого является Бог, призвавший некогда весь мир из небытия в бытиеи дарующий нам истинное, вечное бытие, делающий нас причастниками жизни вечной во Христе.
Будем об этом помнить всегда, будем оберегать этот храм, самих себя, от грехов, злобы, ненависти, всякого рода нечистоты, будем освящать его молитвами, милосердием, прощением, делами любви по отношению к ближним нашим.
Сегодня же мы обращаемся к Божией Матери, чтобы Она не только спасла нас от запаления греховного, но и Своей молитвой наставила нас в верности Христу, да сподобимся все мы быть причастниками Его Царства, Его жизни, Его любви! Аминь.
17 сенятбря 2024 года,
Храм иконы Божией Матери «Неопалимая купина» в Отрадном города Москвы