Слово митрополита Звенигородского Арсения, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Каждый год ближе к преполовению Святой Четыредесятницы на середину храма износится и чествуется Крест Господень. «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим!» – звучит победный гимн Церкви.

Историческим основанием для этого чествования Креста Господня была практика константинопольского Софийского собора: в это время из царской сокровищницы износился Животворящий Крест (тот самый) для тех, кто накануне Пасхи собирался принять крещение. Тем самым они получали особое благословение. На неделе совершалось поклонение Кресту, вносились имена в списки, и об этих людях возносилась усиленная молитва. В память об этом и по сей день в богослужении Православной Церкви именно с Крестопоклонной недели (а именно – со среды) будут возноситься молитвы о «иже ко святому просвещению готовящихся». Так, богослужение Великой Субботы до сих пор несёт на себе печать этого радостного крещального дня древней Церкви.

Вместе с тем, помимо уже не раз прозвучавшего указания на очевидный смысл чествования Креста Господня сегодня (т. е. укрепление нас в Святой Четыредесятнице и напоминания о том, к чему нас приведёт великопостный путь), это и напоминание о том, что жизнь каждого христианина – крестоношение. Недаром Христос в сегодняшнем Евангелии говорит: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк. 9:23). Казалось бы, эти слова могут повергнуть в ужас любого человека, кто отнесётся к ним всерьёз. Но вспомним ещё вот о чём: ни одному человеку не суждено избежать страданий, как неотъемлемой реальности падшего мира. Страдания и горести преследуют каждого человека от рождения и до конца его земного бытия. Но только христианину дарована радость, или даже счастье, соотнести его страдания со страданиями Самого Христа, Который понёс Крест всего мира ради нашего спасения. И тот небольшой крест, из-за которого мы порой ропщем и чувствуем себя бессильными, на самом деле несёт вместе с нами Господь. Он несёт наш крест! И мы, вместо ропота или, не ровен час, насмешек или богохульства, имеем счастливую возможность «со-нести» Его Крест с Ним, как это сделал Симон Киринейский. Но это возможно, только если мы с доверием к Богу, со смирением и с мужеством понесём каждый свой крест. В первую очередь, с доверием к Богу…

А Крест Господень, который находится сегодня в центре храма, это напоминание нам о том, за Кем мы последовали и к чему всё устремлено. Конечно, если бы всё заканчивалось Голгофой, то это в самом деле было бы безысходно. Но ведь всё заканчивается Воскресением! И поэтому следование за Христом означает путь к Воскресению. Пусть эта мысль всегда нас обнадёживает и укрепляет.

На каждой литургии перед причастием мы произносим слова: «Да не в суд или во осуждение будет мне причащение Святых Твоих Таин, Господи». Причащаясь в Таинстве Тела и Крови Самого Христа, мы не просто вкушаем Его истинное Тело и Его истинную Кровь. Мы приобщаемся к тому величайшему Таинству, которое Господь совершает нашего ради спасения Плотию Своею – Распятие и Воскресение. И об этом Таинстве мы тоже молимся, чтобы Господь сделал нас причастниками, причастниками Своего Спасения. Это понимание нашей сопричастности с Христом в Его Страданиях и Его Воскресении призвано нас пробудить от жизни во грехе к жизни в свете, в правде Божией.

Подчас мы забываем, что же такое крест на самом деле. Мы привыкли носить его на груди, видеть его на вершине православного храма, мы часто крестимся, но даже если и задумываемся о значении, то чаще всего видим в этом лишь знак какой-то защиты от Бога. Но Крест Господень напоминает нам о другом, куда более глубоком смысле: о возможности сонесения со Христом Его Креста и следования за Ним тем путём, который Он открыл для нас к Вознесению и Воскресению во славе. Часто бывает, что мы предстоим перед Распятым Господом и, совсем не взирая на Него, остаёмся прикованными и обращёнными лишь к самим себе.

С какими словами мы обращаемся к Богу? Мы постоянно что-то от Него требуем. И даже в наших лучших духовных побуждениях мы тоже зачастую зациклены на себе: «я пойду в храм» и «я буду причащаться», «я не буду причащаться», «как я буду поститься»? Всякий раз даже в духовной жизни собственное «я» мы незаметно ставим во главу угла, забывая посмотреть вокруг и на ближних наших, которым нередко нужно наше доброе слово, ободрение, молитва, а иногда и помощь деятельная. И зачастую мы забываем о подлинном величии Того Господа, к Кому мы обращаемся с нашими молитвами. И молитвы наши напоминают молитвы всех когда-либо живших людей – от древних до современных язычников, которые просят себе у небес богатства, здоровья, удачи.

И когда мы просим, молим и требуем у Бога всего этого, часто возникает ощущение, что Бог молчит. Но такое молчание не означает отсутствие ответа. На самом деле ответ нам уже дан, и он заключён в тайне Креста Господня. Ответ – это Сам Христос. Это Любовь Божия, явившаяся в этом мире, не отменившая по неизреченному промыслу Своему наших страданий и испытаний, но разделившая их с нами. Разделившая с нами нашу жизнь и нашу смерть. И даже, как сказано в молитве литургии Василия Великого, сошедшая во ад, чтобы наполнить собою всё. Христос сошёл во ад, чтобы даже там у человека оставалась надежда.

Он простирает Свои руки на Кресте, чтобы объять весь мир. Чтобы даровать всем нам, снова говоря словами литургии Василия Великого, «вместо земных небесная, вместо временных вечная, вместо тленных нетленная». Будем прежде всего помнить об этом и с благодарностью и полным доверием к Нему следовать за нашим Божественным Учителем, нашими испытаниями соучаствуя в несении Его Креста. Чтобы, разделив с благодарностью Страсти Господни, быть нам всем причастниками Его Славного Воскресения. «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Твое Воскресение славим!» Аминь.

23 марта 2025 года,

Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве города Москвы