Слово митрополита Звенигородского Арсения, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, в день Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня

Дорогие отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю вас с престольным праздником этого храма и одним из величайших праздников Православной Церкви – днем Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня! Как мы знаем, историческим основанием для установления этого праздника было обретение матерью императора Константина в 326 году того самого Креста, на котором был распят Господь Иисус Христос. В будущем на это историческое событие наложилось еще одно воспоминание, о том, как император Ираклий после победоносной войны с персами, возвратил до той поры пленённый, увезённый персами из Иерусалима, Крест Христов. Это было около 630 или 631 года. Эти исторические вехи отсылают нас к главному событию, которое лежит в основе нашего спасения. И все песнопения праздника возвращают нас снова и снова к этому самому важному, самому главному, к сердцевине нашей веры. «Крест воздвизается днесь, и мир освящается: Иже бо со Отцем седяй, и Духом Святым, на сем руце распростре: мир весь привлече к Твоему, Христе, познанию», – поется в одном из песнопений этого праздника.

Сегодня чествование Креста Господня снова ставит нас перед тайной страданий Господа и Его Воскресения. «Мир освящается» не этим лишь обрядом, который сегодня совершается во всех храмах, но освящается Кровью Господа Иисуса Христа, Его распятием, Его объятиями, с которыми Он обращается с Креста ко всему миру. «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим!» (Тропарь на поклонение Кресту) – снова и снова мы воспеваем в этот день. И удивительно, что в этот день, в самом начале осени, 14 сентября по старому стилю, Церковь снова ставит нас перед тайной победы над смертью, как и в дни Светлого Христового Воскресения.

В апостольском чтении, которое сегодня прозвучало, есть удивительные слова. Апостол Павел пишет коринфским христианам, что Крест Христов для иудеев соблазн, а для эллинов безумие. «А мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1 Кор. 1:23-24). Это благовестие о Божией Премудрости и о Божией Любви, Которая явилась в этом мире, взошла на Крест, сошла в ад для того, чтобы взыскать падшего человека – все человечество, «падшего Адама», как говорится в церковных текстах, то есть каждого человека, живущего, имеющего жить в этом мире до скончания века.

Что значит: «для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие»? Иудеи ждали Христа, Мессию, как они Его называли, царя-освободителя. И они верили, что придет Мессия, который поразит мир великими знамениями, освободит иудейский народ от римского пленения, как это было когда-то во время Маккавейских войн, и наступит золотой век, когда на престоле потомков царя Давидова воссядет великий царь. И когда они поняли, что Иисус из Назарета, Господь наш, совсем не для этого пришел в этот мир, они возвели Его на Крест. Апостольская проповедь о том, что Он и есть истинный Мессия, истинный Христос и Сын Божий – для них соблазн. А для Еллинов безумие. Почему?

Здесь «эллинами» называется вообще языческий мир, это собирательный образ. Но большей частью, конечно, это греки, эллины воспитаные на греческой философии. Это те пытливые умы, которые интересуются вопросами мироздания, вопросами начала и конца всего, смысла бытия, высшего блага, бессмертия. Те, которые впитали в себя начала философии Платона, постепенно возвышаясь духом до признания Единого Бога, до признания бессмертия души, признания духовного мира. Но проповедь апостольская о том, что Создатель мира Сам явился, как человек и был распят, как преступник, и так страшно, по всем земным представлениям, закончил Свою жизнь, умирая на Кресте, не вмещалась в сознание многих тогдашних слушателей апостола Павла. Вспомним, что они сказали однажды в Ареопаге в Афинах: «Об этом послушаем тебя в другое время» (Деян. 17:32). Это греческий эвфемизм, который означает «иди и больше не приходи, не будем разговаривать об этом».

Тем не менее, апостол Павел продолжает: «Для самих же призванных Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1 Кор. 1:24). Для самих призванных – то есть и для нас с вами. Но обличая таким образом эллинов и иудеев, для которых проповедь о Христе есть соблазн и безумие, не обращается ли апостол Павел именно к христианам? Именно! Ведь он пишет коринфским христианам, а значит, в каком-то смысле, эллины и, в каком-то смысле, иудеи, могут быть и среди христиан. «Иудействующее» представление о Христе, или о Боге, заключается в том, что это великий Царь, Который благословит нашу империю всяческим земным благополучием, когда знамение Крестное становится символом, начертанным на политических знаменах. Так было во все времена во всех христианских империях. Или когда простые люди ожидают от Бога какого-то материального достатка, требуют себе здоровья, богатства, благополучия – всё то, с чем всегда люди обращались к Небу, но в чем еще нет христианства.

«Еллины» же, которые могут присутствовать и сейчас в христианской среде, это те, которые требуют высоких рассуждений и рациональных доказательств о Боге. Иногда это может быть полезно в целях проповеди или защиты веры. Но всегда нужно помнить, что от этих рациональных размышлений не зависит сама суть нашей веры, которая на них не зиждется. Доказательств требуют теоремы из геометрии или физические законы. Естественно-научные теории требуют доказательств, но не Бог, Который выше всякой физики, всякой геометрии, всего, что мы видим и чувствуем, познавая этот мир, в котором в самом по себе полно загадок и неразгаданных тайн. А Бог – бесконечно выше всего этого! И поэтому, когда человек думает, что он какими-то рациональными доводами или доказательствами объясняет веру, то чаще всего это лишь искусственное представление о Боге, которое сложилось в одной голове, но которое так бесконечно далеко от реальности. В общем-то, все ереси шли по этому пути, объясняя, делая понятным, в чем-то логичным, но таким приземленным и упрощенным тайну нашей веры.

И вот, апостол Павел обращается к нам: «Для самих же призванных Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1 Кор. 1:24). Для каждого человека, который почувствовал эту Божию премудрость, эту Божию любовь, явленную во Христе, – и отозвался сердцем, назвал себя христианином, перешагнув порог храма, приступив к таинству Крещения, последовав за Христом в течение всей своей жизни, Христос – это Божия сила и Божия премудрость, превыше которой, сильнее или мудрее которой ничего невозможно представить. Это Премудрость, это Любовь, Которой некогда был создан этот мир, и Которая сама явилась в этом мире ради спасения этого мира, распрострев руки на Кресте.

Как мы можем понять, близки ли мы к этой Премудрости и к этой Любви? Не только ли внешне следуем за Ним? Подлинно ли впустили Его в свою жизнь, подлинно ли являемся последователями распятого и воскресшего Господа? Все это проверяется нашим отношением к ближнему. Если человек способен пройти мимо страданий другого, если человек не способен прощать, если способен копить в сердце злобу и ненависть к кому бы то ни было, он бесконечно далек от воплощенной Любви, явившейся в этом мире ради спасения, и такому еще следует учиться быть христианином.

Будем истинными христианами, будем следовать за Христом, исполняя Его слово, живя по Его заповедям, сделав Его слово – Евангелие – прямым руководством в своей жизни, всерьез относясь ко всему, что проповедует Церковь о Христе, Божией мудрости и Божией силе! Будем жить так, чтобы эта Божия мудрость и Божия сила вошла в нашу жизнь – и стала нашей жизнью, и нашей мудростью, и нашей силой. Потому именно так Его Божественная жизнь становится нашей – в следовании за Ним, в вере в Него, надежде на Него и любви к Богу и к ближним нашим! Аминь.

27 сентября 2024 года,
Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве города Москвы