Слово митрополита Звенигородского Арсения, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, в День Святого Духа

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Всечестные отцы, братья и сёстры, сердечно поздравляю вас с престольным праздником. И передаю также приветствие и поздравление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

«Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Всесвятаго Духа Твоего, Егоже от Отца послал еси Божественным учеником Твоим». В этом песнопении мы видим прославление Святой Троицы, днём Которой Церковь называет праздник Святой Пятидесятницы. Сегодня, во второй день празднования, мы особым образом чествуем Духа Святого, воздавая благодарение, хвалу и честь Господу Нашему, в Троице Славимому, за чудо нашего спасения. И вновь мы обращаемся к событию, которое легло в основу праздника Пятидесятницы и положило начало историческому бытию Церкви. Это сошествие Духа Святого на апостолов.

Дух Святой изменил этих людей, вчера ещё растерянных, боящихся, спорящих друг с другом, обещающих Спасителю быть с Ним до конца, но в роковой момент разбегающихся, собирающихся «страха ради Иудейска» за запертыми дверьми. И мы не узнаём в них бесстрашных проповедников Воскресения Христова и любви Божией – тех самых апостолов, что совсем недавно следовали за Христом. Так родилась Церковь, в этом преображении человеческих сердец и состоит тайна нашего спасения – в церковных Таинствах, в молитве, в жизни во Христе преображает каждого из нас Святой Дух. Мы Его исповедуем Жизнеподателем, – а это значит, что всё сущее причастно Ему, всё существует благодаря Его творческой деятельности и заботе. Но более всего мы прославляем Его за дар жизни вечной, который изливается на нас. Он – Царь Небесный, но это не означает, что Он пребывает где-то далеко, в неземных сферах. Он – Царь и Господь нашей жизни, Который направляет нас и всю Церковь, как корабль, ко спасению.

У митрополита Антония Сурожского есть замечательный образ: он говорит, что нужно из своих сердец и душ сотворить парус для Духа Святого. Само слово «дух» – как в славянском, так и в иных древних языках, – буквально означает «ветер, дуновение ветра». Неслучайно в виде ветра и огненных языков является Дух Святой в день Пятидесятницы. Более того, образ ветра встречается на страницах Библии не единожды, а довольно часто, начиная с Ветхого Завета. Вспомним явление Господа пророку Илие в виде «гласа хлада тонка», то есть в тихом дуновении ветра, – так Господь вразумлял грозного пророка. Или в самом начале Шестоднева, когда Дух Божий носится над землёй, преобразуя первоматерию и придавая ей творческую энергию, чтобы на ней могло появиться всё многообразие жизни и человек как венец творения. Этому Ветру Пятидесятницы мы и призваны подставить свои паруса, чтобы слушать Его глас и следовать за Ним, чтобы Он указал нам путь и направил на этом пути.

Мы называем Его также Утешителем. Это наименование восходит к прощальной беседе Христа, где Он обращается к ученикам со словами: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины» (см. Ин. 14:16-17). Первый, буквальный, смысл этого слова очевиден. Но есть у него и более глубокий первоначальный смысл, по-гречески звучащий как «параклет» – защитник, заступник, покровитель. А в латинских переводах этой самой прощальной беседы Христа с учениками иногда появляется синонимичное слово «адвокат». Он Заступник и Он Защитник, – Защитника всем нам обещает и даёт Иисус Христос!

В чём же смысл этой защиты, от чего Он нас спасает и защищает? Чтобы понять, достаточно вспомнить, кто называется нашим главным клеветником. Конечно, это диавол, чьё имя в переводе будет означать «клеветник, обвинитель». Он возводит на человека обвинение перед Богом, человеку же напротив – клевещет на Бога; он вводит нас в искушение, стремится к нашему заблуждению и осуждению. Но у нас есть Заступник и Защитник, перед Которым все эти поползновения бессильны, если только мы сами не примем сторону клеветника. Если мы стремимся жить с Богом, Он нас не предаст и не оставит, а утешит, заступит, утешит и спасёт.

Так, даже в этом наименовании – Утешитель – кроется весьма глубокий смысл. Он – Податель жизни и Тот, Кто наставляет всех нас на всякую истину. И мы молимся Ему (особенно сегодня, в день обновления Церкви, говоря в контексте праздника Пятидесятницы), чтобы он обновил наши души и нашу жизнь, был нашим Защитником, Руководителем, Ветром, что приведёт нас к Спасительной Пристани, к нашему Истинному Отечеству – к Царству Пресвятой Троицы.

Будем же молиться Ему особенно искренне, от души, чтобы Он очистил нас и огнём Пятидесятницы попалил всякую скверну в нас, помог преодолеть все искушения и все скорби, помог быть всегда верными Христу, Церкви, святой православной вере. Аминь! С праздником!

9 июня 2025 года,

Храм Сошествия Святаго Духа на Лазаревском кладбище города Москвы