Дорогие отцы, братья и сестры сердечно приветствую всех вас, и в первую очередь передаю вам благословение и поздравление Святейшего Патриарха Московской и всея Руси Кирилла с престольным праздником этого замечательного московского прихода. Сегодня мы продолжаем чествовать Крест и сегодня же чтим память святых мучениц. Для начала скажем несколько слов о Кресте.
Установление осеннего празднества в честь Креста Господня было вызвано не только в память об историческом событии его обретения. Церковь вновь и вновь подводит нас к этой неизречённой тайне – тайне Креста и Воскресения Господа, которая лежит в основе нашего спасения. «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим!» (тропарь на поклонение Кресту) – снова и снова воспеваем мы. Мы привыкли чествовать Крест, как знамение победы, как красоту Церкви, как поется в одном из песнопений праздника Воздвижения: «…Крест – Царей держава, Крест – верных утверждение…».
Но будем помнить, что наше спасение было куплено дорогой ценой, на кресте была принесена жертва, выше, величественнее которой ничего не было в истории. И если бы на земле жил только один согрешивший Адам, а не все человечество, то и ради него одного Господь готов был прийти в этот мир. Ради каждого из нас Он восходит на Крест, ради каждого из нас он сходит во ад, и в этом совершенном унижении, поражении Праведника, но который был Сыном Божиим, – начало нашего искупления. Он безгрешный взошел на Крест и вкусил смерть. И, как сказано у святителя Иоанна Златоуста в слове Огласительном, которое мы слышим на Святую Пасху, «ад принял то, что видел, а встретил то, что не видел». А другой древний отец Церкви, святитель Мелитон Сардийский, пишет: «Когда Спаситель на кресте закрыл глаза, свет засиял в аду» (О душе и теле и страстях Господних, 12). Так началось наше искупление, наше спасение. И вместе со Своим Воскресением и Вознесением во славе Господь открывает нам путь за Собою.
И Крест, который мы чествуем сегодня, который носим на груди, Крест, который украшает купол каждого храма – это напоминание нам об этом, о нашей посвященности Боге, о нашем искуплении. Это напоминание и о нашем призвании следовать за Христом, по слову Его, взяв собственный крест. Зачастую мы забываем об этом и относимся к тайне Креста легкомысленно. Может быть не все, но многие из нас только и просят Бога: «Господи, дай мне это, дай мне то», только «дай, дай, дай». А Христос, распятый на кресте, распростерший руки для того, чтобы объять весь мир, молчит.
Но это молчание не означает отсутствие ответа. Потому что Он сам ответ, явленный миру для того. Он пришёл, чтобы разделить с нами нашу жизнь и нашу смерть, и все наши горести и страдания, все наши кресты в своем Кресте вознести на Голгофу и открыть нам путь к воскресению. И Он, конечно, отвечает на наши молитвы. Но отвечает часто не так, как мы надеемся или ожидаем, потому что мы просим, образно говоря, нарисованного неба, а он дарует нам настоящее Небо, настоящее счастье, воспитывая, возвышая, ведя нас по дороге к вечности.
Память этих мучениц Веры, Надежды и Любови, которую мы сегодня совершаем, как и память всех мучеников древности, раннего христианства, новомучеников и исповедников Церкви Русской, тоже подводит нас к тайне Креста и Воскресения. Потому что именно Крестом и именно Воскресением Христа, именно Его любовью, перед которой отступает сама смерть, и даруется нам бессмертие и жизнь вечная. Об этом, в частности, писал апостол Павел первым христианам. «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:38-39).
Мученики, которых почитает Церковь, вовсе не герои и не победители, это смиренные святые, которые делом, свидетельством своим, как называла Церковь их страдания в древности, громче всяких слов свидетельствовали об этой истине – о бессилии смерти, о торжестве жизни во Христе. Они учат нас быть верными Богу не только во времена испытаний, которые, по милости Божией, может быть, никогда и не наступят, но и учат нас быть верными Богу и свидетельствовать о Его любви каждый день нашей жизни. Каждый день мы учимся быть верными Богу и быть свидетелями Его любви. Верность Богу проявляется в нашем отношении к ближнему, когда мы находим в себе силы поступать по совести (а это тоже означает следование за Христом и несение своего креста). Когда мы с благодарением и полным доверием Богу принимаем как и радостные, так и скорбные обстоятельства (и те, и другие – проявление Божьей любви и воспитание нас для вечности), когда мы находим в себе силу прощать ближних, проявлять милосердие, творить дела любви, оказывать людям сострадания, мы следуем за Христом, мы верны Ему.
И что очень важно, не будем никогда забывать об этом призвании. «Вы – соль земли… Вы – свет мира…» (Мф. 5:13-14), – говорит Господь. Будем свидетельствовать не столько словами, сколько нашими добрыми делами, милосердием, верой, надеждой, любовью к Богу и ближним – о неизреченной красоте нашей веры, Православия, об этой захватывающей дух Божией любви к человеку, о жизни вечной, открывающейся нам в Церкви во Христе, радость о которой мы призваны донести до ближних наших. Аминь.
30 сентября 2024 года,
Храм святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии на Миусском кладбище города Москвы