Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Память Собора в честь русских угодников Божиих была установлена ещё в XVI столетии. Тогда она совершалась на третий день после памяти святого князя Владимира. В силу разных обстоятельств праздник забылся, ушёл из церковной практики, и только в начале XX века, накануне грозных событий, решением Поместного собора 1917-1918 годов была возрождена память всех святых, в земле Русской просиявших.
Конечно, никто из участников Собора не мог знать, но мог только предчувствовать, что наше Отечество ожидают очень и очень тяжёлые времена. Никто из тогда живущих не знал, через что предстоит пройти Церкви и Отечеству. Разрушение революцией, тотальный разлом всего национального устройства, отречение от своей истории, веры и культуры, кровавые репрессии последующих десятилетий… На пороге суровых испытаний Собор восстановил и память Всех святых, в земле Русской просиявших (как, кстати, и патриаршество в Русской Церкви), предчувствуя, что только молитвами всех наших святых Церковь сможет пройти через эти суровые времена.
Церковь наша с честью прошла период гонений. Сейчас, милостью Божией, она свободна, никто не гонит и не наказывает священнослужителей, прихожан. Но сегодня, прославляя память наших святых, задумаемся вот о чём: каждому из них (и особенно новомученикам) было гораздо тяжелее, чем нам. Они жили во времена феодальной раздробленности, в Смутное время, в эпоху революционных преобразований. Это были страшные, кровавые времена, когда человеческая жизнь подчас ничего не стоила. Однако святые находили в себе силы быть верными Христу, Его слову и шли за светом Евангелия. Так поступали все наши святые – от равноапостольных князя Владимира и княгини Ольги до новомучеников и исповедников Церкви Русской, от апостола Андрея, который по преданию проповедовал там, где впоследствии был основан Киев, и священномученика Климента Римского, сосланного в Херсонес, до известных подвижников нашего времени и праведников, вéдомых только Богу. Собор святых нашей Церкви, который непрестанно молится о каждом из нас, – это великий нравственный пример и серьёзный вопрос к нашей совести. Насколько мы соответствуем памяти каждого из них, насколько мы впитали в себя хотя бы частицу их любви к ближним и верности Богу?
Память всех святых праздновалась на прошлой неделе, а память всех русских святых с новой силой подводит нас к величайшей идее Евангелия о том, что святость – это призвание для каждого христианина. Любой святой в своё время мог бы сказать: «Я недостоин, это не для меня, а для летописных подвижников, жития которых мы читаем; а я простой грешный человек и мне остаётся лишь пребывать в своём теплохладном состоянии, внешне исполняя какие-то церковные предписания, и уповать на тот Собор святых, что жили до меня. Вот их молитвами пусть Господь и меня спасёт!». Но нет, они не искали отговорок. Они просто воспринимали Евангелие, как руководство для своей жизни. А в этом и заключается подлинная жизнь христианина, которой Господь ожидает от каждого из нас.
Память святых, в земле Русской просиявших, – это напоминание нам и о нашем призвании быть народом святых, быть с Богом, быть Церковью. И каждый из нас на своём месте и в своих обстоятельствах призван ответить на Божий призыв, выраженный в Евангелии. И когда мы читаем Евангелие – Нагорную проповедь, например, и другие наставления Христа – не нужно думать, что это было сказано лишь апостолам и непосредственным слушателям Спасителя. Слово Божие имеет вечный, вневременнóй характер.
Сегодня в храме мы слышали евангельское чтение о призвании первых апостолов – и в каждом чтении какая-то важная истина нам открывается и о нас самих. Когда-то Господь призывал первых учеников – Андрея, Петра, Иакова и Иоанна, которые, последовав за Христом, стали ловцами человеков, хотя были простыми рыбаками. Мы тоже живём обычной жизнью, у нас есть работа или учёба, семья. Но сквозь всё это христианин призван к чему-то большему, высшему. Такое измерение вечности нам открывается именно в Евангелии Христовом.
И мы начинаем жить по словам Христа, встаём на путь, который уже прошли святые. Но это были люди «из того же теста», из такой же плоти и крови, как мы. Но они живо осознавали, что с ними пребывает Бог, и сквозь своё несовершенство и даже падения они не останавливались и шли дальше.
Мы с вами на том же пути – на пути следования за Христом по Его заповедям. Он возвещает нам о прощении, будем и мы учиться прощать! Он возвещает нам о милосердии, будем и мы милосердными, как милосерд Отец наш Небесный (см. Лк. 6:36). Он возвещает нам любовь Божию, не знающую границ, любовь явившуюся в этом мире, чтобы сокрушить самый ад и вознести на Небо человека. Будем же учиться Его любви, впитывать её и освещать ею всё вокруг себя! А святые угодники Божии, святые земли Русской, наши сродники по крови и предки по вере да будут нам наставниками, молитвенниками и предстателями за нас перед Богом! Аминь.
22 июня 2025 года,
Храм Живоначальной Троицы Патриаршего подворья в усадьбе Свиблово города Москвы