Слово митрополита Звенигородского Арсения, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, в день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы вспоминаем преставление «апостола любви» – евангелиста Иоанна Богослова. Память Иоанна Богослова всегда была особо дорогим празднеством для Православной Церкви – в частности, Восточной, поскольку, как мы знаем из Предания, Иоанн окончил свой земной путь в начале II века именно на Востоке, в Малой Азии. Он скончался там в глубокой старости, будучи руководителем христианских общин, окружённый большим почитанием ранних христиан, которые считали его считали своим духовным отцом. Благодарная память о нём сохранялась на Востоке очень и очень долго.

Первое, что можно сказать об апостоле Иоанне – это действительно апостол любви. Такого наименования он удостоен неслучайно: именно его Евангелие, его Послания и его книга Откровения преисполнены благовестия о любви Божией. Уже в самом начале Евангелия от Иоанна перед нами открывается непостижимая истина: Бог есть Свет, явившийся в этот мир ради спасения этого мира, и тьма Его не может объять (см. Ин. 1:5). Именно в Евангелии от Иоанна, в беседе Христа с фарисеем Никодимом возвещается истина о том, что Бог так возлюбил этот мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (см. Ин. 3:16-21). А прощальная беседа Христа, накануне крестных страданий, с учениками? Когда Он, наставляя и ободряя их, уверяя о скорой встрече, пытался донести до них всю суть Евангелия, все главные Заповеди, предупреждал их об испытаниях, но утверждал надеждой… И важнейшим местом этой прощальной беседы Христа с учениками является заповедь: «…да любите друг друга; как Я возлюбил вас, и вы да любите друг друга. Поэтому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:34). Так, любовь в Евангелии от Иоанна –заповедь самого Христа! – является отличительным признаком истинных учеников Христовых. И нам об этом следует никогда не забывать.

Эту мысль Иоанн также отдельно раскрывает в своих Посланиях. Например, следующими словами: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1Ин. 4:21). Всё его наследие, – а это Евангелие, три Соборных Послания и Апокалипсис, – проникнуто благовестием о любви Божией, явившейся в этот мир ради спасения его и в самом деле его спасающей и обновляющей. И даже книга Откровения, которая для многих почему-то оказывается источником различных страхов и тревог, заканчивается ведь очень светло и радостно! Она повествует о победе Бога, о великом множестве спасённых, собранных из всех народов, что стояли перед Престолом Агнца, то есть Христа; там возвещается, что смерти не будет вовек, и Господь отрёт всякую слезу с очей спасённых (см. Откр. 21:4). И завершается книга Откровения (а вместе с ней и целиком Священное Писание) радостным восклицанием: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22:20). И хотя произносит его Иоанн Богослов, такое же молитвенное восклицание присутствовало и в древней Церкви: в Писании, например, мы встречаем выражение «маран-афа». С арамейского оно переводится так же – «гряди, Господи», или «Господь пришёл». Таким образом, в этом радостном ожидании Церковь жила с первых веков своего бытия. И это ожидание находит своё исполнение на литургии – в таинстве Евхаристии. Конечно, с точки зрения земной истории мы ещё только ожидаем встречи: чаем, говоря словами Символа Веры, «паки Грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца». Но в момент причащения мы уже встречаемся с исполнением этого ожидания – Господь является здесь и сейчас, прикровенно, но в то же время явно, реально. И делает нас причастниками Своего Царства, собирая вокруг Своего Престола Своей любовью.

В этом чудо величайшего таинства Церкви, которое словно выхватывает нас из привычного земного течения времени и возносит в вечность, где мы встречаем грядущего Христа, чтобы потом снова вернуться в повседневную жизнь, но продолжать непрестанно ожидать Его пришествия.

 
Поэтому мы никогда не должны пребывать в унынии или отчаянии от испытаний, тягот, может быть, даже грехов или скорбных обстоятельств, которые случаются в нашей жизни. Пусть это восклицание Иоанна Богослова – «ей, гряди, Господи Иисусе!» – будет нашим исповеданием, нашим утверждением и укреплением. Будем и мы всегда готовы встретить Христа. И будем встречать Его всякий раз в таинстве, в глубинах нашего сердца в молитве и покаянии. И более того – каждодневно встречать Его, согласно Евангелию, в лицах наших братьев и сестёр, поступая с ними по заповеди Господней о любви, как истинные Его ученики и ученицы.

Думается, что продолжением почитания памяти нашего общего духовного отца, «апостола любви» евангелиста Иоанна Богослова было бы чтение его писаний, поэтому я призываю каждого из вас дома, самостоятельно, прочитать сегодня хотя бы несколько глав из Евангелия от Иоанна, или же Соборного послания, или прощальную беседу Христа с учениками. Просто чтобы вслушаться в его голос, который сквозь века и сегодня обращается к нам словами «дети, любите друг друга!»; чтобы, впитывая его наставления, стараться и жить по ним.

Далее – несколько его наиболее ярких цитат для нашего общего наставления и напутствия в этот день:

«Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его. Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что‌ будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1Ин. 3:1-3).

«Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он поступал. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви. Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас. Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1Ин. 4:17-21).

«Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле. Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Се есть истинный Бог и жизнь вечная» (1Ин. 5:19-20).

Аминь.

 
9 октября 2024 года,
Храм святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова на Бронной города Москвы