Слово митрополита Звенигородского Арсения, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, в день памяти великомученика и целителя Пантелеимона

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогой отец настоятель, дорогие отцы, братья и сёстры, всех вас сердечно поздравляю с праздником святого великомученика и целителя Пантелеимона, врача безмездного. Имя этого святого почитается во всём православном христианском мире. Достаточно вспомнить, что это престольный праздник Русского Пантелеимонова монастыря на Святой горе Афон, где сегодня проходят торжества.

Почитая память мучеников, мы вспоминаем далёкие времена, самое начало христианской истории, когда Церковь, едва зародившись, столкнулась с ненавистью мира сего. Как сказал Господь: «Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше» (Ин. 15:20). А также Он заповедовал перед вознесением: «Будете Мне свидетелями даже до края земли» (Деян. 1:8). И апостолы действительно пронесли весть о Христе воскресшем буквально до края земли, во все её концы. Но есть важное уточнение, которое делает этот завет куда более многозначным: греческое слово «мартис», обозначающее свидетеля, переводится также и «мученик». И апостолы, как мы знаем, практически все засвидетельствовали верность Христу ещё и своей кровью.

Так, первые христианские святые, с которых фактически и началась церковная традиция почитания святых, были одновременно и мученики, и свидетели, дословно переводя с греческого. Они мужественно, стойко, с молитвой за врагов по примеру Христа принимали страдания в Римской империи, где христианство было под запретом и даже сама принадлежность к Церкви, согласно римским законам, приравнивалась к преступлению. Можно только представить, каким осознанным и глубоко прочувствованным, выстраданным был выбор тех, кто принимал крещение. Не просто мировоззрение, но образ жизни они выбирали, а зачастую – и образ смерти. Но так парадоксально получалось, что несмотря на все попытки императоров физически уничтожить Церковь, она всё шире распространялась. Один из древнейших богословов Тертуллиан заметил даже по этому поводу: «Кровь мучеников – это семя (христианства)».

И простые язычники, которые собирались на зрелища, где между скачками или боями гладиаторов на арену выводили невинных страдальцев для последующего умерщвления, действительно задумывались: что движет этими людьми? Те, кто были настроены философски, не могли не вспомнить Сократа, который был осуждён Афинским ареопагом якобы за атеизм и развращение молодёжи, – а ведь тот критиковал идолопоклонство, прямо как первые христиане. Для людей, что ценили философию, параллель была явна: это был образ поведения, который не просто не противоречил принципам мировоззрения, а являл собой жизнь подлинного мудреца.

Приверженцы римского права также видели явное противоречие, несправедливость закона, когда за одно только имя «христианин» полагалась смертная казнь без доказательства совершения какого-либо реального преступления. Они понимали, что это проблема судопроизводства и люди эти – невинные. Все же чуткие сердцем – и среди последователей философии, и приверженцев права, и обычных людей – чувствовали, что за этим поведением христиан стоит нечто большее.

Вспомним и пример самого Пантелеимона. Он принял страдания за Христа в начале IV столетия, в последнее, самое страшное гонение при римском императоре Диоклетиане. Отец святого был язычником, а мать – христианкой. Она хотела воспитать сына в христианской вере, но отец отдал его учиться медицинскому искусству. И юный Пантелеимон (или, как его называли тогда, Панталеон, что означает «во всём лев») так преуспел в медицинских науках, что довольно быстро построил карьеру и стал придворным врачом. Но однажды он повстречался с пресвитерами Никомидийской церкви, память которых совершалась накануне, – они и обратили его ко Христу. Услышав о том, что есть в этом мире нечто высшее, чем все языческие боги и представления о благе, врач крестился, приняв имя Пантелеимон, что значит «всемилостивый». Так он и стал врачом безмездным, то есть не требующим платы за свои услуги.

Он целил каждого, кто к нему обращался, и с особым мужеством посещал темницы и целил раны заключённых исповедников христианства, что готовились к мукам.

Это была немыслимая ситуация: один из самых знаменитых врачей открыто бросает вызов всем представлениям о благе того времени. И по доносу языческих врачевателей, которые начали нести убытки, целителя привели к императору, где он и исповедовал христианство. После многих мук Пантелеимон был усечён мечом. Его останки стали почитаться: как уже тогда сложилось в церковной традиции, когда на гробах мучеников совершалась литургия. И сейчас в основании престола каждого православного храма и на антиминсе находится частица святых мощей мучеников – в память древней традиции и в подтверждение правоты слов Тертуллиана. Но вернёмся к истории: всего спустя несколько лет гонения были прекращены – при равноапостольном императоре Константине. И в том же IV столетии Римская империя, совсем недавно так жестоко преследовавшая, кроваво ненавидевшая христиан, сама становится христианской. Это ли не чудо?..

Только жертвенной любовью христиане могли превозмочь ненависть мира. Это то, что открывалось пораженным умам и сердцам язычников, то, с чем они никогда не сталкивались: живое свидетельство о Христе – Любви Божией, которая явилась в этот мир, побеждает смерть и делает нас причастниками Жизни Вечной. И память святых мучеников, которая совершалась в древней Церкви, была на самом деле пасхальным торжеством, о чём и сейчас свидетельствует цвет облачений в праздники в честь святых мучеников. Это переживание пасхальной тайны: Христос победил смерть и страдальцы, свидетели Его вместе с Ним её попирают. Она оказывается бессильна разлучить нас с Богом. И свидетели Христовы не умирают, а рождаются в жизнь вечную.

Этот пример был действительно самым убедительным и самым мощным. Он стал самой громкой проповедью. И более того, он стоит сегодня и перед нами, перед нашей совестью. Насколько мы, сегодняшние христиане, всерьёз воспринимаем Евангелие, готовы жить по слову Христа, являемся свидетелями Его в этом мире? А ведь свидетельство о вере своей кровью – удел не только особых избранников, живших во времена гонения. Предназначение каждого христианина – быть свидетелем Христовым и подтверждать это добрыми делами, любовью, милосердием, состраданием. Это свидетельство о вере даже своим внешним видом или поступками. Это свидетельство словом, но гораздо лучше – своей жизнью. Обращаясь к святому великомученику Пантелеимону за милостью и исцелением, будем просить ещё о том, чтобы нам по его молитвам Господь дал сил быть тем, чем должна быть Церковь: солью земли и светом для мира (ср. Мф. 5:13, 14). Будем же стараться жить именно так – в верности Его слову и свидетельствуя о Божией Любви нашими делами милосердия и добра! Аминь.

9 августа 2025 года,

Храм Торжества Православия в Алтуфьево города Москвы