Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Во время Божественной литургии каждый раз мы слышим назидание от Слова Божия. И в современности, для сегодняшних нас оно звучит ровно с той же актуальностью и важностью, как и две тысячи лет назад, когда Спаситель обращался к людям напрямую, лицом к лицу. Потому и сегодня мы стараемся так воспринимать эти слова, звучащие в церкви или прочтённые дома, словно они сказаны нам напрямую. Ведь мы последователи Христа в настоящем времени, а в этом и заключается универсальный, вечный характер Слова Божия: оно не ограничено эпохами, но обращено к сердцу каждого человека сквозь многие столетия.
Чему же нас учит Господь сегодня? «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк. 6:31). Золотое правило нравственности человечеству было известно уже давно. Ещё иудейские учителя наставляли: «Не делай другому того, чего себе не желаешь». Тому же учили и греческие стоики, и китайский мудрец Конфуций. Это общая основа любой нравственности. Однако если мы будем особо внимательно рассматривать все эти наставления, то нетрудно заметить, что они носят запретительный характер. И в действительности это не так уж сложно: просто не делай другим того, чего не желаешь себе. Но Господь на этом не останавливается.
Он призывает нас следовать ещё дальше, говоря: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». В отличие от первого, общечеловеческого представления, евангельская нравственность активна и деятельна. Мы не просто призываемся не совершать зла, – мы призываемся к деланию добра, причём самым разным людям. «И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же» (Лк. 6:32-34), – эти стихи как нельзя лучше иллюстрируют, что евангельская нравственность не сводится к обычной добропорядочности. Она есть нечто большее. Это призвание к святости, которое подразумевает гораздо больше, чем просто быть порядочным человеком. Впрочем, и эту стадию нам никак нельзя пропустмть: так, сначала необходимо научиться поступать хотя бы по общему золотому правилу нравственности, научиться не делать и не мыслить зла, не мстить. И уже затем – не останавливаться, следовать дальнейшему призыву Христа. А это означает служить людям, проявлять милосердие, прощение, любовь.
Когда мы сравниваем себя с другими, в том числе размышляя о своих делах на исповеди, мы часто думаем, дескать, да я как и все, грешен или грешна, но не хуже других, на самом-то деле. Нередко мы даже допускаем то, что можем быть лучше и порядочнее многих. Но нужно сопоставлять себя не с теми «многими», а со Словом Божиим! С тем идеалом, к которому нас призывает Христос словами: «Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым» (Лук. 6:35). Именно заповедь о любви к врагам радикально отличает Евангелие от любых других высших и лучших достижений человеческого духа. Это многократно большая высота; это святость, несоизмеримая ни с каким человеческим представлением, ибо святость эта зиждется на уподоблении Самому Христу.
Как это вообще возможно – любить врагов? Этим вопросом мы задаёмся снова и снова, всякий раз заходя в тупик. Но прежде всего следует иметь в виду, что греческом языке есть несколько разных слов, которые обозначают любовь: по-разному называют семейную привязанность, любовь мужчины и женщины, дружбу… Но любовь, о которой говорится здесь, это нечто совершенно иное: это любовь Бога к созданному Им миру, которая в максимальном своём проявлении видна нам именно во Христе. Эта любовь выше всяческих земных связей.
Понятно, что мы не можем любить своего врага так, как мы любим своего брата, друга, семью… Но в том и парадоксальность, что любовь, к которой призывает нас Господь, выше всякого естества. Очень легко любить своих близких: родителей, детей, друзей. Потому что это естественно, это в какой-то мере заложено нашей природой. Но есть и то, что выше природы, – уподобление Богу, Самому Христу.
Любовь, о которой говорят святые отцы, как высочайшая христианская добродетель – это неизреченный дар. Но не только. Это заповедь, которую мы можем исполнять ежедневно через доброделание. Это заповедь о любви к ближним, в том числе и к врагам. Но как же это реализовать? Начать можно с того, чтобы просто не желать зла. Что бы ни случилось, что бы ни сделал человек, который рядом (в семье или в рабочем коллективе, просто повстречавшийся на улице), – не будем допускать пожеланий ему зла. Взамен будем с молитвой и от всего сердца желать ему высочайшего блага. Ведь Господь говорит: «Будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым» (Лк. 6:35).
Любовь Христова, которая отдаёт себя ради жизни мира, это высочайший образец для христианина. Мы никогда не станем идеалом, но стремиться к нему – уже означает бесконечно расти над тем естественным, порой почти животным состоянием, в котором пребывает падший человек. Мы видим цель в лице Самого Христа, Бога, ставшего человеком по любви к этому самому человеку, тогда как последний Его оставил и продолжает предавать по сей день. Бог стал человеком, чтобы разделить с нами и наши искушения, и наши трудности, и наши страдания, и даже саму смерть, чтобы во всех этих испытаниях, страланиях и смерти мы могли встретить Его, обрести Его спасающую десницу, узреть Его обращённый к миру лик, лик Сына Божия, сделавшегося Сыном Человеческим.
«Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6:36), – так заключает Господь Своё наставление. Милосердие – вот то, что уподобляет нас Богу. Каждый день, в каждой на первый взгляд случайной встрече, по отношению к каждому человеку, которого мы встречаем, мы можем исполнить эту заповедь. Да, это сложно, ведь любовь, о которой говорится в сегодняшнем отрывке, стоит превыше естества. Но в этом и смысл призвания каждого христианина, всех нас, вступивших в Церковь, становящихся Телом Христовым и уподобляющихся Ему в благости, милосердии и любви.
Дай же нам, Господи, любить Тебя от всего сердца! Научи нас любить ближних, прощать врагов, любить их хотя бы отчасти той любовью, которой Ты любишь нас. И с любовью и благодарностью относиться к этим бесценным дарам: к жизни, к миру и к каждому человеку, что есть в нашей жизни. Аминь.
12 октября 2025 года,
храм святителя Макария (Невского), митрополита Московского и Коломенского в Бутырском города Москвы