Слово в Субботу мясопустную. Вселенская Родительская суббота

Святитель Феофан Затворник, рассуждая о том, как будет проходить Страшный суд, говорит, что Господь по всемогуществу Своему и по великому милосердию сможет устроить так, что все мы вновь увидимся. И мы увидим не только наших ближайших родственников, которых мы любили и знали, и не только тех дальних, которых мы никогда не видели. Но мы увидим и святых отцов, подвижников великих, стоящих перед нами. И святитель задает вопрос: какой может оказаться эта встреча?

А вдруг кто-нибудь из святых, а может быть, из наших сродников, пристально поглядев на нас, скажет: «Подожди, а что это на тебе? Какая-то нечистота, а вот еще одна. В чем же дело?». И что мы ответим? Разве у нас не было под рукой Евангелия, разве мы не знали, что его надо читать? Разве мы не слышали, что только слушающий, то есть исполняющий, слово Господа наследует жизнь вечную? Что можно будет сказать в оправдание нашим умершим маме и папе, глядящим на нас в надежде, что мы молились о них, когда мы сами окажемся стоящими перед ними в какой-то нечистоте? Они спросят: «Что, у вас не было времени? Были гонения на Церковь? Вам нечего было есть, были закрыты храмы, вас туда не пускали?». Что нам сказать в ответ?

Пожалуй, самое внятное, что мы сможем сказать, это то, что мы придумали для себя какое-то счастье, всю жизнь гонялись за ним, но так и не смогли его найти. А потом и Сам Господь спросит: «Ну и как, было это счастье, где оно?». Оно улетучилось, как дым, его не было. А ведь счастье истинное или, лучше сказать, блаженство в Евангелии нам гарантировано, о нем говорит Христос. И поэтому только жизнь в Боге человеку способна доставить это блаженство.

В сегодняшний день, накануне Великого поста Святая Церковь еще и еще раз призывает нас не просто помолиться об упокоении наших сродников, но помолиться такой сердечной молитвой, чтобы она пронзила небеса и дошла до самого Господа, засвидетельствовав и нашу любовь по отношению к ним, и нашу заботу, и наш страх о том, спаслись ли они. А самое главное, тогда мы ответно получим их молитву о том, чтобы спаслись и мы.

И накануне Великого поста это очень важно делать, потому что спасительное поприще предстоит каждому из нас. Самое важное, чтобы мы, начав поститься, начали каяться, очищаться от греха – того единственного средостения, которое разлучает нас не только с Богом, но и с жизнью в самом прямом смысле, потому что Бог есть источник жизни духовной и жизни физической. И поэтому чем чище душа человека, тем она ближе к Богу, тем больше она наполнена истинной жизнью, а значит, любовью и счастьем.

И сейчас, дорогие братья и сестры, будем молиться об упокоении наших сродников, но не будем делать это нехотя, вяло, поминая лихом наших усопших. Помянем их не лихом, но усердно и сердечно. Народная мудрость говорит: тот, кто любит, тот обязательно молится. Засвидетельствуем перед Богом обратную истину: если мы молимся, значит, мы любим.

Аминь!