Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем с двунадесятым церковным праздником Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

Сегодня Святая Церковь предлагает нам воспоминание события истории Древней Церкви, истории Византии, когда царицей Еленой был обретен Животворящий Крест Господень и патриархом Иерусалима он был вознесен над этим святым градом.

Конечно, это событие имело и имеет очень символическое, очень важное значение для каждого из нас. Крест, вознесенный над Иерусалимом, явился символом вознесения и над всей вселенной, над всяким человеком. Явился символом того, что спасение, принесенное Богом и Спасителем нашим, Господом Иисусом Христом, даровано абсолютно каждому человеку. Осеняемые этим крестом, возглашая, как это делали иерусалимляне, «Господи, помилуй!», мы принимаем этот дар и берем на себя ответственность стараться жить так, чтобы этот дар стал нашим даром, чтобы спасение, принесенное для всех, было нашим спасением, иными словами, чтобы мы вошли в блаженную вечность.

И в сегодняшний день по-особому воспринимаются эти наши обещания, данные Господу, которые запечатлелись в таинстве Крещения.

Если мы вслушаемся внимательно в величание праздника, то услышим слова о том, что Господь Своим Крестом нас спас от работы вражией. Святая Церковь свидетельствует, что всякий человек вместо того, чтобы совершать работу Божию, исполняет работу вражию – работает на врага рода человеческого, дьявола. А это значит, что этой работой он зарабатывает себе не вечное блаженное спасение, а нечто противоположное – вечную погибель.

Казалось бы, все понятно, интуитивно человек улавливает этот момент. Но зададимся вопросом: а в чем эта работа вражия заключается? Ведь это не грехи и не грешки, которые мы постоянно делаем и которые лежат на поверхности нашей жизни, это даже не та злоба, которая выплескивается из нас, лишь констатируя тот факт, что мы целиком и полностью находимся в работе вражией.

На заре христианства апостол Петр сказал о том, что «Господь оставил нам образ, да последуем стопам Его» (см.: 1 Пет. 2, 21). А апостол Павел добавил, что нам даровано о Христе не только быть христианами, но и еще страдать точно так же, как Он (см.: Флп. 1, 29-30). Чтобы ответить на поставленный вопрос, обратимся к текстам Священного Писания. Откроем Четвероевангелие и посмотрим на отношение Христа к Своей смерти, как Он подходил к тому, что должен был умереть. Иоанн Златоуст неслучайно говорит о Христе: Он родился для того, чтобы умереть.

И мы увидим, как непросто Богочеловеку давалось восприятие и принятие смерти. В самый, наверное, страшный момент Своего служения – на Голгофе – Он молился так: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты (Мф. 26, 39). Евангелие от Луки говорит нам о том, что напряжение человеческих сил Богочеловека было таким предельным и колоссальнейшим, что капли пота были как капли крови и даже ангел был послан с небес, чтобы укрепить Его (см.: Лк. 22, 43-44).

Перед тем как взойти на Голгофу, Господь сказал апостолам: Душа Моя скорбит смертельно, побудьте здесь и бодрствуйте со Мною (Мф. 26, 38). А в лице апостолов, учеников находимся и мы с вами, поэтому мы должны относить эту просьбу Христа побыть с Ним и к себе.

Во дни Своего общественного служения, когда, казалось бы, еще было очень далеко до Креста, Христос неоднократно говорил о том, для чего Он пришел в мир: Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится! (Лк. 12, 49-50).

Люди прославляли Его, часто не имея правильного понимания, кто для иудеев Мессия, это были самаряне или язычники, приходившие из Тира и Сидона. Когда же Господь услышал от апостола Петра правильное исповедование (Ты – Христос, Сын Бога Живаго (Мф. 16, 16), Он впервые, а это был второй год Его общественного служения, открыл апостолам, что Ему надлежит пойти в Иерусалим, там много пострадать от старейшин, первосвященников и книжников, быть поругану и убиту. Апостол Петр отвел Его в сторону и сказал: «Да не будет этого с Тобою, Учитель». И тогда Христос, посмотрев на Петра и прочих учеников, очень жестко и сурово сказал Петру: «Отойди от Меня, сатана, ты Мне соблазн, потому что думаешь не о том, что Божеское, а о том, что человеческое» (см.: Мф. 16, 21-23).

О чем говорят эти слова нашего Господа? О том, что Он и в этот момент постоянно, целенаправленно Себя готовил к тому, что Ему надлежало совершить. Но откроем Евангелие от Луки, где говорится о 12-летнем Отроке Иисусе. Дева Мария потеряла Его после праздника Пасхи, искала три дня, а когда нашла, сказала: Чадо, что Ты сделал с нами? Вот, Твой отец и Я с великой скорбью искали Тебя (Лк. 2, 48). Отрок Иисус ответил: Зачем вам было искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? (Лк. 2, 49). То есть исполнять Его святую волю.

По словам некоторых толкователей, эта холодность и суровость тона Господа объясняются тем, что уже в 12 лет Он понимал, что Ему предстоит, и готовил Себя к Голгофе. Подобным образом реагировал Господь во дни Своего общественного служения на предложения людей даже самого близкого круга, выводящие Его за пределы этой колоссальнейшей подготовки. Поэтому эти предложения, понятные и объяснимые с человеческой точки зрения, всячески Им отвергались.

И вот теперь мы говорим о том, что работаем врагу. В каком смысле? В первоочередном смысле это значит, что мы абсолютно не готовимся к тому, что каждому из нас предстоит совершить. Более того, целенаправленно в жизни поступаем так, чтобы то, о чем мы должны думать и чему работать, к чему готовиться, сознательно вывести за пределы нашего мироощущения, чтобы забыться и отвлечься.

Апостол Павел говорит о том, что ему мир распят и он миру (см.: Гал. 6, 14), что он хочет «разрешиться и со Христом быть» (см.: Флп. 1, 23) и что верующий человек призывается стяжать ум Христов (см.: 1 Кор. 2, 16). Что он имеет в виду?

Праздник Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня – это не просто благочестивое воспоминание древней истории, это постоянный призыв Святой Церкви, чтобы мы в своих сердцах и умах, в своей жизни воздвигнули Животворящий Крест. Нам следует постоянно взирать на него и на тот образ, который нам явил Христос, распинаясь на Кресте, и самим готовиться к тому, что каждому из нас предстоит. Абсолютно ни у кого нет никакого другого пути, чтобы войти в блаженную вечность, то есть принять тот дар спасения, который Христос принес нам.

Помощи Божией всем нам, братья и сестры, на этом непростом, но животворящем и спасительном пути. С Праздником всех вас! Храни вас Господь!