Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

Сегодня мы с вами, дорогие братья и сестры, слышали Евангельское повествование о том, каковым должно быть сердце человеческое по отношению к обращённому к нему слову Божиему. Сегодня мы слышали притчу о сеятеле, которая всем нам здесь присутствующим бесспорно знакома и известна, мы можем даже наизусть цитировать эти Евангельские глаголы, которые предлагает нам Церковь из раза в раз. И вместе с тем мы вновь назидаемся этими словами, поскольку без них немыслимо и невозможно приблизиться сердцу человеческому к Богу, и Господь премудро обращает Свой Божественный глагол к каждому из нас с тем, чтобы мы воспринимали это слово как живое и действенное, о чем говорит в этой связи апостол Павел в Послании ко Евреям.

С одной стороны, мы все с вами много раз об этом слышали, много раз об этом читали, на эту тему не единожды священник во всеуслышание рассуждал, говорил, поучал, назидал… Но пусть совесть каждого из нас скажет нам, насколько для нас близки и жизненно важны эти Евангельские слова, которые из раза в раз Церковь обращает к каждому из нас. Именно об этом Господь говорит сегодня в Евангелии, уподобляя сердце человеческое земле, полю. Но какой разной может быть эта земля, какою разною может быть эта почва, принимающая семя Божественного глагола, обращённого к нам.

Господь говорит: вышел сеятель сеять семя, и одно упало при дороге, и птицы небесные тут же поклевали его. Очень часто наше сердце, мы об этом тысячу раз говорили, можно уподобить дороге. Вот представьте, выйдет, предположим, на проспект Мира какой-нибудь безумный сеятель и начнёт сеять зерно на этой бетонке, на этом асфальте. Разве мыслимо и возможно представить себе, чтобы что-нибудь выросло там? Конечно же, нет. Но очень часто наше сердце можно уподобить именно такому проспекту, забетонированному, заасфальтированному пространству, где ничего живое не способно привиться, а уж тем более принести от себя что-нибудь доброе и благое.

Другое семя, говорит Господь в сегодняшнем Евангельском повествовании, подобно камню, слегка припорошенному землёю, и семя, в котором заложена потенция жизни, пытается каким-то образом свои корни пустить вглубь этой земли, но оно беспомощно, потому что в основании – камень, гранит, и именно этому состоянию Господь тоже уподобляет наше человеческое сердце.

Иное семя упало в тернии, в сорняки, и, быть может, земля была хорошей, поэтому и сорняки-то поспешили вырасти на этой земле, но поскольку эта земля была чем-то иным занята, это доброе зерно не способно было принести того чаемого и ожидаемого от него плода.

А иное, говорит Господь, упало на добрую, плодородную почву и принесло плод сторицею.

Вот каким разным может быть человеческое сердце.

Я вспоминал не один раз, говоря на эту тему, слова замечательного священника уже почтенных лет, который, рассуждая, говорил о себе так, вспоминая свою молодость: Когда я был молодым человеком в то время лихолетий, безбожия, я сделал для себя единственно правильный в жизни выбор, т.е. уверовав во Христа, придя в Церковь и став священником, несмотря ни на какие жизненные невзгоды, гонения, преследования. Мне казалось, что я раз и навсегда выбрал в своей жизни для себя добрую благую почву, и моё сердце подобно той доброй земле, которая способна принимать спасительный Божественный глагол и приносить добрый плод. Но как я, в силу своей молодости и наивности, ошибался, – рассуждал этот батюшка, – поскольку мне потом пришлось ежедневно сталкиваться с выбором того, каким сердце мое должно быть сегодня. Потому что вчера оно было доброю почвою, способною принять в себя спасительные словеса Христа, а сегодня – это камень — я равнодушен, я безразличен, я раздражён, и сегодня моё сердце не способно что-либо доброе принять в себя. А завтра — это сорняки и мусор, которым тоже может быть полно моё сердце, полна моя душа.

Мы видим с вами, дорогие братья и сестры, это замечательное откровение и честное признание священника Божия, который говорит о том, каким разным могло быть его сердце. Что уж нам с вами остаётся сказать о себе, какими мы бываем противоречивыми, насколько мы бываем разными. Сегодня мы добрые и хорошие, потому что нас погладили по шёрстке, а завтра против неё, и мы уже вскипаем, мы негодуем, и мы уже не готовы даже здравого ничего принимать в себя и в своё сердце. А можем быть и равнодушными, и безразличными, и с окаменевшим сердцем. Я думаю, каждому из нас, в той или иной степени это знакомо и ведомо. Т.е. мы должны постоянно возделывать, взрыхлять почву своего сердца, очень часто каменеющее, оледеневающее от того состояния, которое не способно ничего доброго в себя принять. Это путь и подвиг жизни каждого человека, ежедневный, постоянный, непрестанный подвиг, для того чтобы мы способны были слушать глагол Божий, обращённый к нам.

Каждый из нас в той или иной мере имеет опыт в своей жизни садить какие-нибудь растения. Чем отличается зёрнышко какого-нибудь огурца от, предположим, клёна? Внешне — это какие-то крупицы, ничего по сути своей из себя не представляющие. Но каждая из этих крупиц имеет такую потрясающую жизненную силу, что посеяв это зёрнышко, оно, прорастая сквозь толщу земли, приносит через некоторое время плод тому, кто ждёт и чает его. И в этом смысле слово Божие является таким же семенем, которое Господь сеет в сердце каждого из нас в надежде, что это зерно, Его Божественное слово, примется на почву нашего сердца и способно будет принести, несмотря ни на что, добрые плоды нашей человеческой христианской жизни.

Но мы видим с вами, опять же вас возвращаюсь к этой мысли, чему и как безрадостно в сегодняшнем Евангелии Господь уподобляет человеческое сердце, которое не способно ничего доброго из себя принести, потому что многими житейскими попечениями, заботами и суетами обременено. Понимая, быть может, в глубинах своего сознания, что нам необходимо быть к Богу ближе, чем мы по отношению к Нему здесь на земле находимся, мы вместе с тем оставляем это всё на потом, на завтра, на какое-то иное время, когда мы ещё успеем о самом главном подумать, успеем принести добрые плоды своего покаяния, успеем сделать добрые дела и прочее. Но время пролетает мгновенно, жизнь пролетает абсолютно незаметно для каждого человека, и мы знаем, куда все эти благие намерения приводят, как говорится в известном афористичном выражении, если они лишь только этими намерениями и остаются. Поэтому наши добрые, благие намерения должны ограничиваться не только рассуждением и размышлением о том, как хорошо было бы сделать то или другое, а должны нами делаться тотчас-же, не откладывая на завтра, на потом все, чего чает и ожидает от нас Господь.

В Евангелии есть такие замечательные слова, Господь говорит: Блюдите, како слышите, то есть наблюдайте, как вы слышите слово Божие, как вы должны его воспринимать. Об этом сегодняшнее Евангелие всецело говорит, и мы видим такие удивительные примеры того, как жизнь человеческая меняется кардинально тогда, когда человек всем своим существом внемлет глаголу Божиему. Вспомним апостола Павла, того самого Савла, который шёл в Дамаск развязать гонение на христиан. И вдруг Господь обратился к нему с неба и сказал ему: Савл, Савл, зачем ты Меня гонишь? И этот гонитель, человек, который смыслом своего человеческого существования считал борьбу со всяким инакомыслием, как ему казалось, он преобразился и стал первоверховным апостолом.

Вспомним замечательный пример Антония Великого, начальника монашеского жития, который был богатым юношей, подобно Евангельскому богатому юноше, который подходил ко Христу и спрашивал, что ему сделать, чтобы наследовать жизнь вечную. Но в отличие от того Евангельского юноши, который с печалью отошёл от Христа, когда Господь ему сказал: Если хочешь быть совершенным, продай своё имение и раздай его нищим и следуй за Мною, этот Антоний не опечалился и не ушёл. Антоний, будущий подвижник и первоначальник монашеского жития, именно эти евангельские слова, зайдя в Церковь, услышал, и они так пронзили всё его существо, что он уже не мог оставаться прежним, и он буквально последовал этому Евангельскому завету. Будучи наследником богатых родителей, которые уже к этому времени умерли, он продал всё своё имение, раздал его нищим и пошёл в пустыню, и стал Антонием Великим.

Вот что значит услышать слово Божие так, как Господь желал, чтобы мы Его услышали, внемля Его Божественным Евангельским глаголам. Блаженный Августин – изумительный пример того, о чём мы с вами сегодня говорим. Я думаю кому-то из вас знакомо его удивительное творение. Всем рекомендую и советую его почитать, оно называется «Исповедь» — изумительнейшее чтение, где он честно и откровенно говорит: когда я был молодым человеком и погрязал во тьме похоти и своих бесстыдных страстей, с нечистым сердцем, зайдя в храм Божий, я услышал глаголы апостола Павла, который сказал так, как если бы самому мне это сказал: Ночь прошла, а день приблизился, итак оттрясем дела тьмы и облечёмся в дела света. И эти слова, которые он услышал из Послания апостола Павла, перевернули всю его жизнь, он себе сказал вместе с апостолом: действительно, ночь моих грехов и беззаконий прошла, а день приблизился. Доколе я буду рабом страстей и похотей своих? Облекусь в оружие света и последую за Христом. И вот эти слова, вонзившиеся в его сердце, перевернули всю жизнь этого человека.

Дорогие мои, всем вам советую почитать «Исповедь» блаженного Августина, там очень много замечательных примеров. Казалось бы, человек жил в четвёртом столетии, но настолько современны, настолько созвучны нашему сегодняшнему времени те переживания и те страсти, которые обуревают каждого из нас без исключения, с одной лишь целью – погубить вечную, бессмертную душу человеческую для радости с Господом.

Думаю, что мы тоже найдём яркие примеры для того, чтобы изменить и свою жизнь, ибо и наша ночь прошла, а день приблизился. Доколе мы будем хромать на оба колена с тем, чтобы свою бессмертную душу отдать взамен на скоропреходящие, временные и ничего не значащие удовольствия и развлечения в этой земной жизни.

Вспомним ещё один пример, этих примеров можно множество приводить и они, думаю, очень важны и для каждого из нас необходимы, потому что человеку в деле его спасения необходимы реальные, живые человеческие примеры. Не просто некие требования – так поступай, а так не делай, но чтобы мы видели конкретный человеческий жизненный пример о том, как кто-то был, возможно, на грани погибели, но смог так принять в своё сердце Христа, что его жизнь уже не могла быть прежней. И всё его существо устремлялось к тому, чтобы изменить себя, подобно тому Евангельскому купцу, который всё, что имел, продал, чтобы приобрести одну лишь жемчужину, то сокровище, которое нашёл на поле своём. Мы все помним это Евангельское место.

Лонгин, сотник, помните, тот самый, который отдавал приказ о распятии Христа на Голгофе. Это человек, на глазах которого и при участии которого была казнена и распята на крестах, быть может, не одна сотня людей, вот здесь он увидел Христа, Богочеловека, Спасителя, для него точно такого же преступника, Которого тоже приговорили к смертной казне, и он обычным рутинным образом отдавал приказ о том, чтобы Его пригвоздили ко кресту. Но когда Господь, вознесённый на древо, произнес: Отче, прости им, ибо они не ведают, что творят, и в руце Твои, Господи, предаю дух Мой, — этот человек не мог оставаться прежним и сказал: поистине, этот Человек – Сын Божий. Вот что значит слово Божие, которое вонзается в сердце человека, если это сердце отверсто и открыто навстречу слову Божиему.

К чему сегодня столь пространное, продолжительное рассуждение? К тому, чтобы мы с вами, дорогие братья и сестры, трудились над тем, чтобы наше сердце было подобно той плодородной земле, плодородной почве, которая способна вобрать, вместить в себя живоносный глагол Божий. Чтобы не просто привычным образом, придя в храм, мы выслушали всё, нам здесь сказанное, наполовину пропустив мимо своего сознания, о чём-то другом думая.

Действительно, Господь говорит нам, что по вере нашей и будет нам. Как мы с вами внемлем словесам Божиим, то так нам и будет.

Я даже об этом не хотел говорить, но расскажу. Вот мы приходим в храм, здесь вершится дело нашего спасения, здесь совершается Божественная Литургия, и при этом мы можем смеяться, разговаривать друг с другом, глазеть, кто в чём одет, кто как ведёт себя в храме. И это в то время, когда совершается Божественная Евхаристия.

Мы можем себе это позволить, разрешить, даже и сейчас, вон там сидят и разговаривают. Вы понимаете? Потому что вот так слово Божие касается нашего сердца. Так чему мы уподобим наше сердце – придорожной канаве или помойке, или проезжей дороге, или бетонке, где ничего не способно приняться, а тем более принести доброго плода.

Недавно, представляете, я был просто поражён. Естественно, в любом здании, даже если это и храмовое здание, есть коммуникационные вещи, которые, естественно, необходимы. И в нашем храме, как и везде, есть розетки, смотрю, стоит прихожанка и заряжает свой телефон в храме Божием. Я просто ужаснулся! Для чего человек пришёл в храм? Подзарядить свой мобильный телефон?

Кто-то, возможно, скажет, а для чего ещё нужна эта розетка. Человек приходит в храм, и он пользуется розеткой. Но ведь это какой-то абсурд, или я чего-то не понимаю, что происходит. А зачем тогда служба нужна, а зачем тогда нужно всё это величие Божественной Литургии, если всё очень обыденно.

Об этом уже сказано давным-давно и многими: мы превратились в общество потребления, мы даже умудряемся в храм Божий прийти и здесь что-то потреблять, земное, мирское, временное, суетное. Меня это просто поражает и приводит в какое-то недоумение: зачем мы приходим в храм Божий в таком случае, где Господь нам говорит Свои Божественные слова, где, по слову поэта «Господь жжёт нас глаголом», и при этом мы остаёмся обыкновенными, совершенно обыденными.

Я когда-то говорил вам, вспоминая фразу одного замечательного епископа, который говорил проповедь, меня она поразила в своё время. В праздник Вознесения Господня он говорил, что Господь, возносясь на небо, произнёс слова: Я с вами во вся дни до скончания века. То есть Христос с нами всегда, вовеки, до скончания существования этого мира, но если эти слова были Христом когда-то сказаны, почему мы живём так, как будто Он их никогда не произносил и не говорил? Почему мы живём так, как будто к нам не имеет никакого отношения Евангелие? Если мы, верующие люди (я не говорю о людях внешних, не знающих Господа, с них и спроса-то немного будет, чем с нас), но если мы, дорогие мои, ходим в храм Божий, и, отстояв Литургию, выходим из храма и растворяемся в этой толпе, забывая, где мы были и что мы делали только что, а может кто-то и причастился Святых Христовых Тайн, а мы уже об этом забыли, потому что полностью погрузились в стихии мира сего, забыв даже о том, что мы христиане. Мы можем также ругаться, также ссориться, раздражаться, гневаться… Тогда чему можно уподобить почву нашего сердца, в которое Господь сегодня так прещедро всеял семена Своих Божественных глаголов? Что мы доброго можем принести от себя?

Этот вопрос я не вам задаю, я его себе задаю, и ответа, к сожалению, не нахожу для себя, потому что всех нас поглощает та суета, обмирщённость, многозаботливость и суетность, которая, к сожалению, очень часто доминирует в нашей жизни и заставляет забывать о самом главном. Давайте постараемся как можно дольше сохранить сегодняшнее Евангельское обращение к каждому из нас, которое Господь произносит за сей Божественной Литургией, уподобляя наше человеческое сердце земле.

Дай, Господи, чтобы эта земля не была подобна придорожной канаве, чтобы она не была подобна камню, граниту непробиваемому, чтобы наше сердце было чуждо тех плевел, сорняков и чертополоху, которые ничему доброму не дают прорасти в этом сердце, а чтобы наше сердце милостью Божиею было подобно доброй, плодородной почве, которая способна была бы вместить в себя истинное слово Божие и принести добрый, всеблагой плод, необходимый для нашего с вами спасения. Аминь.