Нам, людям, живущим в пределах Нового Завета, людям, которым безгранично Господь открыл Себя в той бесконечной любви, которую Он явил Своим Воплощением и тем, что Он взошел на Крест нас ради человеков и нашего ради спасения и умер на Кресте, тридевно воскрес от гроба и через это даровал нам наследие вечной жизни. Открыто чрезвычайно много – вся полнота богооткровенной истины, в которую из глубины веков веровали и чаяли ветхозаветные подвижники благочестия. Они лишь верили, что когда-то придет обетованный Спаситель, и Он избавит весь род человеческий от вечного проклятия и смерти. Мы же с вами не нуждаемся в том, чтобы ожидать и чаять этого величайшего преблагословенного события, поскольку оно, совершившись, раз и навсегда и соделало нас наследниками вечной жизни.

По мысли Иоанна Златоуста, тот лишь не входит в Царство Небесное, кто сам не желает откликнуться на зов Христов, пренебрегая и гнушаясь этой величайшей жертвой, какую великий Бог явил всему роду человеческому. Вместе с тем, о чём уже сегодня шла речь, с воспоминанием святых ветхозаветных праведников мы вспоминаем сегодняшнее литургийное чтение, неслучайно именно сегодня предложенное всем нам. Это повествование читается во время всего церковного года дважды.

Мы нередко обращаем внимание на то удивительное литургическое обстоятельство, когда Церковь по особому смотрению своему желает, взывая к нашим сердцам, дважды, а быть может даже и чаще говорить нам о том или ином Евангельском событии, которое необходимо и непременно для нашего с вами спасения.

Сегодня мы с вами, воспоминая удивительную веру ветхозаветных праведников, которую они имели в своем сердце, вспомним замечательные слова из сегодняшнего апостольского чтения. Из двух предложенных за Божественной Литургией апостольских чтений, одно было Послание ко Евреям, где кроме всего прочего апостол Павел восхваляет подвиг ветхозаветных святых и говорит о Моисее, о вожде народа Израилева, что он предпочёл поношение Христово временному, земному греховному наслаждению. Заметьте, Моисей жил почти за тысячу лет до Рождества Христова, но, однако же, апостол Павел говорит, что он предпочёл поношение ради Христа, взамен тех временных земных удовольствий и греховных наслаждений, которые предлагал мир, ему современный.

Мы знаем с вами, что Моисей был воспитан дочерью фараона, и поэтому он был почти что наследник. По крайней мере, он был приёмным сыном дочери царствующего существа в Египте, и поэтому радужные перспективы открывались этому человеку, но всё это он пренебрег ради поношения Христова, как говорит апостол Павел, т.е. он предпочел быть со своим собственным народом вместо того, чтобы наслаждаться временным, скоропреходящим, суетным человеческим удовольствием.

Мы видим и вспоминаем сегодня посреди этого необозримого сонма ветхозаветных подвижников благочестия святого патриарха Авраама, которому Бог повелел оставить всё нажитое имущество, свой дом, своих родных и идти неведомо куда, в неизвестную землю, только лишь пообещав, что через него Господь явит великий народ. Обстоятельства его жизни располагались так, что заставляли верить противоположному тому, что ему Бог повелел, поскольку он уже был претрудным стариком, а Бог обещает ему, что через него родится великий народ, который исчислить будет немыслимо и невозможно.

Бог предлагает ему посчитать песок морской или сосчитать звезды на небе, это немыслимая задача для любого самого совершенного человеческого рассудка. Бог говорит Аврааму, что как невозможно тебе сосчитать звезды на небесах и как невозможно песок морской исчислить, так будет неисчислимо твое потомство. И Авраам уверовал, потому что это Бог ему сказал, хотя всё, повторяю и подчеркиваю, говорило о том, что невозможно было в это верить, это был абсурд с точки зрения человеческой, но он поверил Богу, и это вменилось ему в праведность, как сказано в Священном Писании. Поэтому Авраама мы называем отцом всех верующих, ибо он поверил Богу.

Мы много раз обращали внимание на это лингвистически схожее выражение: одни говорят «я верю в Бога», а другие говорят «я верю Богу». Это очень разные вещи, хотя созвучные, не спорю. Но в Бога верят все, по крайней мере, многие наши современники говорят такую нелепую фразу: что-то там есть… Т. е. современный человек отказывает Богу, Творцу всяческих, именоваться Существом одушевленным, говоря о Нём: что-то там такое есть, я это признаю, но ко мне это абсолютно никакого отношения не имеет, также, как и я к этому Нечто не имею никакого отношения. Это называется верить в Бога. А верить Богу – совершенно иное. Вот Авраам верил Богу, он поверил Ему и поэтому пошел, не зная даже смысла того, куда идет, но веря в цель, которую Бог ему предлагает, идти и через него явить спасение людям.

Именно этих праведников, этих подвижников мы сегодня воспоминаем, и о них мы сегодня говорим, потому что они явили из глубины веков это дивное доверие Богу.

Сегодня так совпало (что бывает не каждый год), что наряду с памятью святых праотцев, мы празднуем память святого пророка Даниила и трех отроков Анании, Азарии и Мисаила. Я думаю, все читали Книгу пророка Даниила, изумительная книга одного из великих ветхозаветных пророков, которая повествует именно об этих подвижниках благочестия, которые были верны Господу, несмотря ни на какие испытания.

Этих трех отроков, т. е. молодых людей, Ананию, Азарию, и Мисаила, царь Навуходоносор повелел бросить в печь только за то, что они не захотели преклонить свои колена перед идолом, которого соорудил Навуходоносор для всеобщего поклонения. И их бросили в печь. Причем в ярости своей царь повелел, чтобы печь полыхала огнем, огонь воздымался высоко, и его было видно издалека, и в эту пламенеющую печь ввергли этих молодых юношей. Но они были верны Господу и говорили царю: Неужели ты думаешь, что этим ты будешь способен нас устрашить, мы понимаем, что по грехам нашим страдаем, но ведь Бог, Который попустил нам это испытание, столь велик в Своем могуществе, что Он может избавить нас от этой напасти и этого испытания.

Так оно и произошло. Когда, помните, люди, которые подбрасывали дрова в эту огромную пламенеющую печь, которые лили туда смолу, чтобы пламя более и более разгоралось, некоторые из них при близости этого пламени сами сгорали, а юноши были невредимыми. Царь же, в ужасе взирая сквозь пламенеющий огонь, вдруг увидел вместо трех четыре движущиеся тени в глубине этого огня, и спрашивал в недоумении: не трех ли мы бросили в печь, почему я вижу четверых. А это Ангел, сошедший с круга небесного, остудил печь. Снаружи она бушевала огнем нестерпимым, а внутри была как бы некая прохлада, как об этом повествует пророк Даниил. Когда же их извлекли из этой печи, у них даже запаха огня не было, даже волос не опалился от страшного бурного пламени, в который они были ввержены. Вот какова была вера этих святых угодников Божиих.

Именно сегодня мы их чтим и прославляем, как верных свидетелей правды Божией, и в этом смысле сегодняшнее Евангельское повествование о званых на брак, очень созвучно тому, о чём мы сегодня говорим накануне Рождества Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Сегодня Господь предлагает притчу, в которой некий царь, уготовивший пир, приглашает званых на это торжественное пиршество. Кто может быть званым для царя? Конечно же люди очень высокого положения. В первоначальном историческом контексте речь идет об иудеях, их зовет Господь на это пиршество. Те же самые ветхозаветные праведники, о которых мы сегодня говорим, они тоже были званные на это пиршественное торжество, и они откликнулись на этот зов Христов, а все прочие начали ссылаться на какую-то свою более важную занятость. Один из них сказал, что он приобрел землю, и поэтому он не может сегодня никак разделить радость своего царя, другой ссылался на то, что купил пять пар волов и ему тоже необходимо их испытать, каковы они, а третий вообще сослался на то, что у него своя свадьба, свой брак, своя земная человеческая радость, и он не собирается ни с кем ее разделять. Т. е. званые отказались от этого высокого приглашения, которое было к ним обращено. Быть может современным людям не совсем понятно, почему такая реакция негодования со стороны господина-государя. Дело в том, что на востоке это совсем по-другому воспринималось, тем более в то время. Во времена, когда Господь об этом говорил, это было чрезвычайное оскорбление. Да даже и сейчас, представьте себе, президент государства приглашает кого-то из нас разделить с ним ужин праздничный, а мы говорим: знаете, я так сегодня занят, у меня квартира не прибрана, другого вечера не будет, я уже это наметил, ценю ваше приглашение, но мне сегодня не до вас. Даже сегодня это нелепо и абсурдно звучит, а в то время это было еще более абсурдно. И поэтому люди, к которым Господь обращал эту притчу, с окаменевшими сердцами, окаменевшими лицами, они всё это воспринимали, потому что представить себе такое было немыслимо и невозможно, и поэтому в самое сердце эта притча была нацелена тем, кто ее слушал.

Мы трепещем земных царей, земных владык, земных правителей, и поэтому нам даже в наше разумение не может вместиться то, как можно отказаться от приглашения. Здесь же Царь Небесный говорит: Я уготовил праздник Своему Сыну, приидите все, насладитесь Его, потому что Он Себя в снедь дает, Он, заклавшись на Кресте, распявшись за всех нас, Себя дарствует всем нам, чтобы мы, вкушая от Его Пречистой Плоти и Животворящей Крови, соделывались наследниками вечного, небесного пиршества.

А мы говорим: я сегодня в Церковь не пойду, я занят, я устал, у меня целая неделя была трудовая, когда-нибудь я имею права один день до обеда поспать, конечно имею, и этот день – воскресенье, у меня свои дела, та же самая квартира не прибрана, меня вообще самого в гости позвали, какая Церковь! Вот так мы говорим. Мы даже не вдумываемся в то, о чём Господь говорит в Евангелии. Господь пир уготовил. Божественная Литургия и есть этот пир, это небесное пиршество, где Господь Себя дарствует нам в снедь, а мы говорим: нет, у нас есть более важные дела, более важные заботы. И что происходит в этом Евангельском повествовании дальше, мы знаем, тогда говорит Господь, хозяин, царь: Званые оказались недостойные Моего пира, Я их звал, Я к ним обращался, Я в двери их сердец стучал, они оказались недостойные этого приглашения, тогда приглашу тех, которые даже и мыслить не думали, чтобы их пригласили на эту вечерю.

В историческом контексте языческие племена, которые были чужды какой бы то ни было правды Божией, они оказались наследниками того званого пиршества, к которому Господь призвал их, так как званые отказались. Поэтому очень жестокие слова сказаны в Евангелии, что сделает царь, хозяин пира со зваными. Вот сегодня мы слышали в устах евангелиста Луки, именно он это говорит, и слушатели отвечают: Злых огню предаст. Т. е. по нравам, по ментальному положению тех умов, к которым непосредственно обращалась эта притча Христа, по другому и не могли рассудить – сожжет города и самих званых. Так жестокие люди того времени сами и рассудили. Действительно с точки зрения той человеческой морали по-другому и не могло быть, они оскорбили царя, они отказались от его приглашения.

Мы спекулируем очень часто милосердием и долготерпением Божиим, мы говорим Бог – Он и есть любовь, причём мы это говорим не тогда, когда Господь нас зовет на Свою вечерю любви, говоря: Приидите, ядите сие есть Тело Мое, пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Нового Завета за вы и за многия изливаемая. Мы это говорим не в этот момент, а когда мы грешим. Мы говорим, ну кто не грешит, все мы не без греха, но Бог милостив, Бог щедр, Бог долготерпелив. Вот это как раз спекуляция милосердием и долготерпением Божиим, мы как бы вменяем Ему в обязанность нас прощать за всё, что бы мы не сделали.

Но как к этому относиться? Не огорчаем ли мы Господа именно таким отношением к Нему, когда Он, повторяю, зовет нас на пиршественную вечерю Своего Сына, на Божественную Литургию, а мы говорим, что нам некогда, у нас много дел, забот. В конце концов, завтра Новый год, мне к Новому году готовится надо, кто на рынок пойдет сегодня, кто оливье будет готовить за меня? Никто. Поэтому это, конечно же, очень убедительный и аргументированный предлог не пойти сегодня в Церковь.

Я прошу прощения за то, что утрирую, но вместе с тем мы находим любой предлог, любое объяснение тому, почему мы в святое воскресение не пошли в храм Божий. От этого действительно становится очень горько и больно за то, как мы относимся к той любви, о которой очень часто говорим, но почему-то совершенно в другом смысле, когда говорим о любви Христовой.

Дорогие братья и сестры, мы всегда с вами об этом говорим, когда воспоминаем то или иное евангельское событие, пускай удаленное от нас на многие и многие столетия и даже тысячелетия, но вместе с тем это всё применимо к каждому из нас. Те люди, о которых мы сегодня в выспреннем смысле этого слова воспоминаем и празднуем, святые праотцы, они жили много-много тысячелетий назад и от нас, и даже от Рождества Христова, но вместе с тем они являют образец и пример того, как должно веровать Богу и всё без остатка вручить Ему.

Как апостол Павел замечательно говорит в Послании к Колоссянам, что мы должны о Горнем помышлять, а не земном и мирском, потому что всё то, что нас здесь прилепляет к этой земле – это всё тлен, это настолько всё суетно и не заслуживает порой никакого внимания, но мы почему-то отдаем этому часть своей жизни, часть своего сердца и, быть может, даже осмысливаем в этом содержание своей земной жизни.

Это действительно не более, чем мыльный пузырь, а то, что Господь нам дарствует, вот об этом должно помышлять, а не о земном и мирском, потому что «земля еси и в землю отыдеши», говорит нам Господь в лице согрешившего Адама. Что было из персти взято, туда же и вернется, а дух, который Бог вдохнул в человеческую сущность, в человеческое существо будет жить вечно, чтобы царствовать со Христом. Неужели мы с вами, зная обо всём этом, так и не отзовемся на зов Христов, который Он обращает к нам, уготовив Свою пиршественную трапезу всем нам и Сына Своего, соделавшегося тою снедью, причащаясь которой мы становимся причастниками вечной жизни и Царствия Небесного в подражание тех, кого мы сегодня чтим и прославляем, святых ветхозаветных подвижников благочестия.

Поспешим и мы, дорогие братья и сестры, и всё, что Господь велит и вручает нам устами Церкви Своей, будем стремиться исполнять неукоснительно, чтобы через эту верность Господу нам всем, без исключения, соделаться наследником той радости, причастниками и наследниками которой соделались святые праотцы, память которых мы сегодня празднуем и прославляем. Ибо все званные на эту вечерю ко Христу. Нет какого-то разделения, что одних Господь позвал, других не позвал, мы все званные. А избранные те, кто откликнулись на зов Христов поспешили, и пришли на эту вечерю любви, и соделались оной причастниками, чтобы и нам с вами, избрав эту часть быть избранными. Всегда следовать за Христом через все жизненные испытания, коими Господь посещает нас, и удостоиться радости и Царствия Небесного, которое Господь уготовал любящим Его прежде создания мира. Аминь.