Вспомним хотя бы слова, которые он произносит по отношению к себе и по отношению Христу, когда многие, пленяясь возвышенностью, ревностью, дерзновением его проповедей, говорили: не это ли Христос? А он говорил: Я лишь глас вопиющего в пустыне, я недостоин, нагнувшись, развязать обувь Тому, о Ком вы говорите, и потому Ему должно расти, а мне должно умаляться.

Суровость, аскетизм, подвижничество, которое он проявляет собою, своим служением, эта смелость, это мужество, это дерзновение, не взирающее на лица человеческие, и вместе с тем кротость и необыкновенное терпение являет всею своею жизнью этот великий муж благочестия. Как раз в этом и заключается подлинное следование за Христом: по отношению к самому себе быть суровым, неумолимым и непримиримым, а по отношению к людям быть существом милостивым и человеколюбивым.

К сожалению, в нашем жизненном опыте мы по-другому проявляем себя, с точностью до наоборот. Мы по отношению к себе являемся всёпрощающими и самооправдывающимися в любом проступке, в любом грехе, и вместе с тем, бываем настолько непримиримы в своих требованиях к окружающим нас людях, что иногда люди не выдерживают даже общения с нами. В этом колоссальная, огромная разница между нами, дорогие братья и сестры, и тем, кого сегодня Церковь празднует и прославляет. Впрочем, мы можем и здесь найти самооправдание для себя и сказать, что мы даже не дерзаем и не пытаемся себя сравнивать с этим благочестивым мужем, ибо он совершенный муж, а мы несовершенные. Мы немощные, мы грешные, мы мирские, обремененные теми или иными заботами и попечениями, поэтому даже и в мыслях у нас нет, чтобы сравнивать себя с этим великим угодником Божиим.

И в этом тоже мы с вами глубоко заблуждаемся и глубоко погрешаем, потому что Господь, как бы это дерзновенно не прозвучало, каждому из нас на своем месте поручает и повелевает и благословляет быть своего рода предтечей. Не в том, конечно же, масштабе, в каком мы прославляем этого святого угодника Божия, а в масштабе нашей человеческой жизни, потому что мы, уверовавшие, познавшие Творца и Господа, пришедшие к Нему, мы являемся для окружающих нас людей в обыденной, мирской, житейской действительности предтечами, поскольку мы должны привести этих людей ко Христу. Это не просто наше личное убеждение, вот мы выбрали для себя некое учение, которое совпало с нашими сердечными человеческими чаяниями, и это наш внутренний мир, никого не касающийся. Отнюдь нет, поскольку мы с вами, дорогие братья и сестры, призваны Господом к тому, чтобы окружающие нас люди тоже познали Христа, и на каждого христианина возлагается огромная ответственность, чтобы рядом с ним стоящие люди, по крайней мере, в нашем лице, видели пример того, каковым должен быть христианин. А если мы, и к сожалению очень часто это встречается в нашей жизни, не являемся примером и образцом, то вся наша жизнь, как бы это страшно не прозвучало, в суд и в осуждение нам, и всё, что мы делаем с вами, если мы не является примером для людей, нас окружающих, обращает нас к очень плачевному состоянию.

В этом смысле Иоанн Креститель является примером и тем дивным образцом, как должен каждый из нас следовать вслед за Господом. От нас не будут требоваться те подвиги, которые явил этот святой угодник Божий своею жизнью, но, по крайней мере, живое свидетельство о Христе нашими поступками, нашими словами, нашею жизнью Господь от нас потребует. И это не преувеличение, это является реальностью того, к чему каждый из нас призван. Потому что человек, если он познает Господа, если он вмещает в свое сердце эту радость о Христе Распятом и о Христе Воскресшем, он не может сохранять ее только лишь в своем сердце, и он должен, и это есть естественная потребность человеческого сердца, делиться этою радостью со всеми теми, кто его окружает.

Но, к сожалению, так бывает в нашей жизни, что мы словесами своими свидетельствуем о Христе, мы говорим о том, что мы Божии, но поступки наши говорят о прямопротивоположном. И в этом смысле мы должны много с вами потрудиться, дорогие братья и сестры, чтобы и наша жизнь была тем олицетворением, какое Господь желал бы видеть в каждом из нас, какое Он видит в лице святых угодников Божиих. Тысячу раз уже об этом говорили, что опять же мы себя умело оправдываем тем, что к нам это не имеет прямого отношения и это есть удел святых угодников Божиих, а мы не святые, мы обыкновенные, мирские, житейские люди, поэтому к нам эти требования совершенно неприменимы. Как уже об этом было сказано и еще раз подчеркиваю – это ложь, это неправда.

За каждой Божественной Литургией мы слышим эти страшные слова, которые предваряют причастие духовенства в Алтаре, а потом уже мирян, присутствующих в храме, когда священник после пения «Отче наш», воздевая своими руками Пречистые Тайны Христовы, возглашает «Святая Святым». Т. е. это Святыня, которую Христос дарствует всем нам, святым, ибо так Церковь нас величает, так к нам относится. Мы святые по благодати и причастности к тому величайшему таинству, которое совершается в Церкви.

Прежде того, мы становимся святыми, когда принимаем благодать святого Крещения, именно таковыми мы становимся от купели пакибытия, а причащаясь Святых Христовых Таин, мы становимся теми, о ком апостол Павел говорит, в восторге восклицая и в своем лице говоря о всех христианах: Уже не я живу, но живёт во мне Христос. По благодати, по причастности этой величайшей радости мы являемся причастниками Пречистых Таин Христовых, мы являемся святыми, поэтому если мы, являясь таковыми по причастности ко Христу, не являем собой образ для подражания окружающих нас людей, – вернусь к этой мысли вновь, – мы живем в суд и осуждение, поскольку наша жизнь становится бесцельной и пустой, поскольку нет в ней самого главного содержания, которое мы способны были бы передать людям, окружающим нас.

Об этом, дорогие братья и сестры, нам всем стоит задуматься. Иоанн Креститель, Иоанн Предтеча является в этом смысле величайшим примером для всех нас, он даже не называется пророком, в Священном Писании не сказано, что он пророк, а сказано, что он глас вопиющего в пустыне. Третьего дня, когда мы совершали Навечерие праздника Богоявления, мы об этом с вами говорили, что он возглашал эти слова по отношению к себе, что он голос, глас вопиющего в пустыне.

Пустыня, это не просто безлюдное пространство, это пустота, и эта пустота может быть в нашем сердце, эта пустота, когда в нашем сердце нет места тому, что способно привести нас к вечности, нет того, что способно осмыслить нашу человеческую жизнь и наше человеческое предназначение, в этом смысле он глас вопиющего в пустыне. Но прежде чем требовать от людей покаяния, к каковому он призывал всех, вспомним эти слова, мы всегда о них говорим, какими он взывал, и Иорданская пустыня наполнилась именно этим громогласным словом Предтечи: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

Прежде чем призывать других к покаянию, он от младенчества, об этом тоже было сегодня сказано, провел тридцать лет своего жизненного поприща в пустыне, в одиночестве, в этих суровых, бесчеловечных и совершенно невообразимых для нашего понимания условиях, где он питался, как о нём сказано, кореньями, диким мёдом и акридами. Так он совершенствовался в том величайшем подвиге, каковой позволил ему выйти на проповедь и благовествовать народу Божию о покаянии. Т. е. он прежде всего себя приготовил к этому, а потом уже стал гласом вопиющего в пустыне. Он настолько слился с волей Божией, что он уже не от себя говорил, а говорил всё то, что через него вещал и говорил Господь, ибо так он способен был подчинить себя, человеческое свое естество всеблагому Промыслу Божию и послужить ему всецело.

Нам знакомы слова великого русского святого угодника Божия преподобного Силуана Афонского, который подвизался на святой Афонской горе. Он говорил так: Святые ничего от себя не говорят, они говорят только лишь от Бога и только лишь от Него. Т.е. когда человек становится святым, он уже не говорит своего, он уже не выражает свое собственное мнение, потому что это мнение ровным счетом ничего не означает. Он говорит то, что через него говорит Бог, т. е. настолько человек уже всецело слился с Господом, всецело себя предал в Его всеблагое промышление, что от себя уже ничего не говорит. Вот Иоанн Креститель говорил не от себя, он говорил от Бога.

Мы с вами, дорогие братья и сестры, возвращаясь к этой параллели, к этому сравнению, которое в самом начале мною было вам предложено, все мы являемся в своем человеческом пространстве, контексте, в тех своих каждому из нас Богом вверенных человеческих условиях предтечами для того, чтобы, забыв порой себя, свое самолюбие, забыв свою волю, послужить тому, чтобы люди, окружающие нас, близкие наши, домочадцы наши, родные и близкие нам люди, увидели в нас то неложное служение Господу, которое могло бы и их привести к вечному спасению и к вечному совершенству. Вот об этом нам говорит сегодняшний праздник в лице Иоанна Крестителя, который умел забыть себя и уступить место главному в жизни – уступить место Христу.

Дай Господи, чтобы мы с вами, проповедуя своим близким, своим присным слово Божие, могли отступить в сторону, чтобы близкие наши не столько нашему человеческому примеру, не нашим человеческим словам следовали, но через них узнали ту подлинную, сокровенную истину Евангельскую, которую мы им благовествуем.

Помните в Евангелии есть такой замечательный момент, когда Господь беседовал с Самарянкой? Когда она после этой необыкновенной беседы с Господом поспешила в селение, где жила, в Сихарь, и там сказала: пойдите, посмотрите, не Христос ли это, с Кем я сейчас только что говорила, потому что он мне такие необыкновенные слова говорил, пойдите и сами послушайте. И весь город выбежал навстречу Христу и со вниманием слушал Спасителя, и внимал Его благоуветливым глаголам. А потом люди уже сказали Самарянке: не потому мы веруем, что ты нам об этом сказала, а потому что сами слышали и своими глазами видели, что это воистину Спас мира Христос Господь.

Вот поэтому, дорогие братья и сестры, мы должны, проповедуя своим близким слово Евангельское, а без этого невозможно, каждый из нас к этому призван, могли бы подобно Предтече, проповедуя о Христе, уступить место, отойти в сторону, чтобы тот, кому мы говорили о Господе, чтобы и он сказал, подобно тем самарянам, что уже не по твоим речам веруем в Господа, а потому что мы сами увидели, что Он воистину Христос Спаситель мира. Аминь. Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

Второй день любого великого праздника, любого церковного торжества усвоен памяти того святого угодника Божия, который непосредственно послужил к совершению события, Богом определенного для спасения рода человеческого. И сегодняшний день усвоен празднованию памяти святого Иоанна Крестителя. Неслучайно сегодняшний день именуется собором Иоанна Предтечи, собором, потому что мы с вами, дорогие братья и сестры, собираемся в храмы Божии для того, чтобы прославить память этого великого угодника Божия, о котором неложным глаголом Своим Сам Спаситель мира, Господь наш Иисус Христос, сказал, что среди рожденных женами нет более, чем Иоанн Предтеча.

Почему так? Что побудило Христа назвать Иоанна Крестителя выше всех человеков, рожденных женами? Мы видим ответ на этот вопрос в жизни самого Иоанна Крестителя. С одной стороны, мы видим с вами сурового аскета, сурового подвижника, который с младенчества своего находился в пустыне. С другой стороны, мы видим, казалось бы, несовместимую противоположность с этой суровостью, – необыкновенное смирение, каковое являет всем своим служением этот великий угодник Божий.

Вспомним хотя бы слова, которые он произносит по отношению к себе и по отношению Христу, когда многие, пленяясь возвышенностью, ревностью, дерзновением его проповедей, говорили: не это ли Христос? А он говорил: Я лишь глас вопиющего в пустыне, я недостоин, нагнувшись, развязать обувь Тому, о Ком вы говорите, и потому Ему должно расти, а мне должно умаляться.

Суровость, аскетизм, подвижничество, которое он проявляет собою, своим служением, эта смелость, это мужество, это дерзновение, не взирающее на лица человеческие, и вместе с тем кротость и необыкновенное терпение являет всею своею жизнью этот великий муж благочестия. Как раз в этом и заключается подлинное следование за Христом: по отношению к самому себе быть суровым, неумолимым и непримиримым, а по отношению к людям быть существом милостивым и человеколюбивым.

К сожалению, в нашем жизненном опыте мы по-другому проявляем себя, с точностью до наоборот. Мы по отношению к себе являемся всёпрощающими и самооправдывающимися в любом проступке, в любом грехе, и вместе с тем, бываем настолько непримиримы в своих требованиях к окружающим нас людях, что иногда люди не выдерживают даже общения с нами. В этом колоссальная, огромная разница между нами, дорогие братья и сестры, и тем, кого сегодня Церковь празднует и прославляет. Впрочем, мы можем и здесь найти самооправдание для себя и сказать, что мы даже не дерзаем и не пытаемся себя сравнивать с этим благочестивым мужем, ибо он совершенный муж, а мы несовершенные. Мы немощные, мы грешные, мы мирские, обремененные теми или иными заботами и попечениями, поэтому даже и в мыслях у нас нет, чтобы сравнивать себя с этим великим угодником Божиим.

И в этом тоже мы с вами глубоко заблуждаемся и глубоко погрешаем, потому что Господь, как бы это дерзновенно не прозвучало, каждому из нас на своем месте поручает и повелевает и благословляет быть своего рода предтечей. Не в том, конечно же, масштабе, в каком мы прославляем этого святого угодника Божия, а в масштабе нашей человеческой жизни, потому что мы, уверовавшие, познавшие Творца и Господа, пришедшие к Нему, мы являемся для окружающих нас людей в обыденной, мирской, житейской действительности предтечами, поскольку мы должны привести этих людей ко Христу. Это не просто наше личное убеждение, вот мы выбрали для себя некое учение, которое совпало с нашими сердечными человеческими чаяниями, и это наш внутренний мир, никого не касающийся. Отнюдь нет, поскольку мы с вами, дорогие братья и сестры, призваны Господом к тому, чтобы окружающие нас люди тоже познали Христа, и на каждого христианина возлагается огромная ответственность, чтобы рядом с ним стоящие люди, по крайней мере, в нашем лице, видели пример того, каковым должен быть христианин. А если мы, и к сожалению очень часто это встречается в нашей жизни, не являемся примером и образцом, то вся наша жизнь, как бы это страшно не прозвучало, в суд и в осуждение нам, и всё, что мы делаем с вами, если мы не является примером для людей, нас окружающих, обращает нас к очень плачевному состоянию.

В этом смысле Иоанн Креститель является примером и тем дивным образцом, как должен каждый из нас следовать вслед за Господом. От нас не будут требоваться те подвиги, которые явил этот святой угодник Божий своею жизнью, но, по крайней мере, живое свидетельство о Христе нашими поступками, нашими словами, нашею жизнью Господь от нас потребует. И это не преувеличение, это является реальностью того, к чему каждый из нас призван. Потому что человек, если он познает Господа, если он вмещает в свое сердце эту радость о Христе Распятом и о Христе Воскресшем, он не может сохранять ее только лишь в своем сердце, и он должен, и это есть естественная потребность человеческого сердца, делиться этою радостью со всеми теми, кто его окружает.

Но, к сожалению, так бывает в нашей жизни, что мы словесами своими свидетельствуем о Христе, мы говорим о том, что мы Божии, но поступки наши говорят о прямопротивоположном. И в этом смысле мы должны много с вами потрудиться, дорогие братья и сестры, чтобы и наша жизнь была тем олицетворением, какое Господь желал бы видеть в каждом из нас, какое Он видит в лице святых угодников Божиих. Тысячу раз уже об этом говорили, что опять же мы себя умело оправдываем тем, что к нам это не имеет прямого отношения и это есть удел святых угодников Божиих, а мы не святые, мы обыкновенные, мирские, житейские люди, поэтому к нам эти требования совершенно неприменимы. Как уже об этом было сказано и еще раз подчеркиваю – это ложь, это неправда.

За каждой Божественной Литургией мы слышим эти страшные слова, которые предваряют причастие духовенства в Алтаре, а потом уже мирян, присутствующих в храме, когда священник после пения «Отче наш», воздевая своими руками Пречистые Тайны Христовы, возглашает «Святая Святым». Т. е. это Святыня, которую Христос дарствует всем нам, святым, ибо так Церковь нас величает, так к нам относится. Мы святые по благодати и причастности к тому величайшему таинству, которое совершается в Церкви.

Прежде того, мы становимся святыми, когда принимаем благодать святого Крещения, именно таковыми мы становимся от купели пакибытия, а причащаясь Святых Христовых Таин, мы становимся теми, о ком апостол Павел говорит, в восторге восклицая и в своем лице говоря о всех христианах: Уже не я живу, но живёт во мне Христос. По благодати, по причастности этой величайшей радости мы являемся причастниками Пречистых Таин Христовых, мы являемся святыми, поэтому если мы, являясь таковыми по причастности ко Христу, не являем собой образ для подражания окружающих нас людей, – вернусь к этой мысли вновь, – мы живем в суд и осуждение, поскольку наша жизнь становится бесцельной и пустой, поскольку нет в ней самого главного содержания, которое мы способны были бы передать людям, окружающим нас.

Об этом, дорогие братья и сестры, нам всем стоит задуматься. Иоанн Креститель, Иоанн Предтеча является в этом смысле величайшим примером для всех нас, он даже не называется пророком, в Священном Писании не сказано, что он пророк, а сказано, что он глас вопиющего в пустыне. Третьего дня, когда мы совершали Навечерие праздника Богоявления, мы об этом с вами говорили, что он возглашал эти слова по отношению к себе, что он голос, глас вопиющего в пустыне.

Пустыня, это не просто безлюдное пространство, это пустота, и эта пустота может быть в нашем сердце, эта пустота, когда в нашем сердце нет места тому, что способно привести нас к вечности, нет того, что способно осмыслить нашу человеческую жизнь и наше человеческое предназначение, в этом смысле он глас вопиющего в пустыне. Но прежде чем требовать от людей покаяния, к каковому он призывал всех, вспомним эти слова, мы всегда о них говорим, какими он взывал, и Иорданская пустыня наполнилась именно этим громогласным словом Предтечи: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

Прежде чем призывать других к покаянию, он от младенчества, об этом тоже было сегодня сказано, провел тридцать лет своего жизненного поприща в пустыне, в одиночестве, в этих суровых, бесчеловечных и совершенно невообразимых для нашего понимания условиях, где он питался, как о нём сказано, кореньями, диким мёдом и акридами. Так он совершенствовался в том величайшем подвиге, каковой позволил ему выйти на проповедь и благовествовать народу Божию о покаянии. Т. е. он прежде всего себя приготовил к этому, а потом уже стал гласом вопиющего в пустыне. Он настолько слился с волей Божией, что он уже не от себя говорил, а говорил всё то, что через него вещал и говорил Господь, ибо так он способен был подчинить себя, человеческое свое естество всеблагому Промыслу Божию и послужить ему всецело.

Нам знакомы слова великого русского святого угодника Божия преподобного Силуана Афонского, который подвизался на святой Афонской горе. Он говорил так: Святые ничего от себя не говорят, они говорят только лишь от Бога и только лишь от Него. Т.е. когда человек становится святым, он уже не говорит своего, он уже не выражает свое собственное мнение, потому что это мнение ровным счетом ничего не означает. Он говорит то, что через него говорит Бог, т. е. настолько человек уже всецело слился с Господом, всецело себя предал в Его всеблагое промышление, что от себя уже ничего не говорит. Вот Иоанн Креститель говорил не от себя, он говорил от Бога.

Мы с вами, дорогие братья и сестры, возвращаясь к этой параллели, к этому сравнению, которое в самом начале мною было вам предложено, все мы являемся в своем человеческом пространстве, контексте, в тех своих каждому из нас Богом вверенных человеческих условиях предтечами для того, чтобы, забыв порой себя, свое самолюбие, забыв свою волю, послужить тому, чтобы люди, окружающие нас, близкие наши, домочадцы наши, родные и близкие нам люди, увидели в нас то неложное служение Господу, которое могло бы и их привести к вечному спасению и к вечному совершенству. Вот об этом нам говорит сегодняшний праздник в лице Иоанна Крестителя, который умел забыть себя и уступить место главному в жизни – уступить место Христу.

Дай Господи, чтобы мы с вами, проповедуя своим близким, своим присным слово Божие, могли отступить в сторону, чтобы близкие наши не столько нашему человеческому примеру, не нашим человеческим словам следовали, но через них узнали ту подлинную, сокровенную истину Евангельскую, которую мы им благовествуем.

Помните в Евангелии есть такой замечательный момент, когда Господь беседовал с Самарянкой? Когда она после этой необыкновенной беседы с Господом поспешила в селение, где жила, в Сихарь, и там сказала: пойдите, посмотрите, не Христос ли это, с Кем я сейчас только что говорила, потому что он мне такие необыкновенные слова говорил, пойдите и сами послушайте. И весь город выбежал навстречу Христу и со вниманием слушал Спасителя, и внимал Его благоуветливым глаголам. А потом люди уже сказали Самарянке: не потому мы веруем, что ты нам об этом сказала, а потому что сами слышали и своими глазами видели, что это воистину Спас мира Христос Господь.

Вот поэтому, дорогие братья и сестры, мы должны, проповедуя своим близким слово Евангельское, а без этого невозможно, каждый из нас к этому призван, могли бы подобно Предтече, проповедуя о Христе, уступить место, отойти в сторону, чтобы тот, кому мы говорили о Господе, чтобы и он сказал, подобно тем самарянам, что уже не по твоим речам веруем в Господа, а потому что мы сами увидели, что Он воистину Христос Спаситель мира. Аминь.