Сегодня мы становимся мысленно пред неизбежностью этого события, ожидающего каждого из нас вне зависимости от того, веруем мы в это или не веруем, знаем мы об этом или не знаем, слышали мы об этом или ничего подобного в своей жизни не слышали. Вне зависимости от нашего отношения к этому самому страшному событию в истории мироздания, оно приближается неумолимо и неотвратимо. И вот Церковь накануне самого святого и благословенного времени, времени Великого поста, вновь и вновь ставит нас пред мыслью о Страшном суде Божием, о том, что ожидает каждого из нас.

Сегодняшнее Евангельское повествование указывает на основополагающий критерий того, что будет спрошено с каждого из нас на Страшном суде. Всем, бесспорно, здесь присутствующим, это Евангельское повествование не просто знакомо, а знакомо почти что наизусть. Об этом очень часто говорится, и это мы читаем в Евангелии, и сегодня вновь и вновь это стучится в двери нашего сердца. Господь говорит Своим ученикам и тем людям, которые окружали Его, а посредством их всем нам, что Сын человеческий придёт судить этот мир Своим вторым страшным пришествием, во славе.

Если Господь первым Своим пришествием пришёл в образе раба, в уничижении и взошёл на Крест, то второе пришествие Христа будет во славе с тем, чтобы Страшным судом завершилась история рода человеческого, и праведники были бы определены для вечного блаженства и вечной радости и торжества с Господом, а грешники были бы осуждены в вечную погибель. Говоря об этом, Господь рассказывает, как это произойдёт.

Когда Сын человеческий, говорит Спаситель, придёт в мир судить его, то Он отделит праведников от среды грешников так, как пастух отделяет овец от козлищ, и тем, что по правую, одесную, сторону Христа, будут поставлены, Он скажет благоуветливым гласом: придите ко Мне, благословенные, и будьте наследниками Царствия Небесного, которое уготовано вам прежде создания мира, ибо Я жаждал, вы напоили Меня, Я был голоден, вы накормили Меня, Я был наг, вы одели Меня, Я был болен и в темнице, вы посетили Меня. И скажут те, что по правую руку были поставлены: когда, Господи, Ты приходил к нам и всего этого просил, и мы это всё Тебе дали? А Христос им скажет: вы, сделавшие ближним вашим это, вы Мне это сделали. А тем, что ошуюю, т.е. по левую сторону от Судии праведного, Он скажет: идите, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его, ибо Я жаждал, вы не напоили Меня, Я алкал, вы не накормили Меня, Я был болен и в темнице, был наг, вы не одели, не посетили меня. И те тоже в свою очередь искренне спросят: когда, Господи, Ты к нам приходил и всего этого просил, и мы Тебе этого не дали? И Он им скажет практически те же самые слова только лишь наоборот, говоря: вы, не сделавшие это ближним вашим, вы Мне этого не сделали. И пойдут праведники – в радость вечную, а грешники – в муку вечную.

Это Евангельское повествование, вкратце пересказанное, говорит всем нам без исключения о том, что ожидает каждого из нас тогда, когда Бог будет судить нас, обнаженных всякого доброго дела, когда мы лишимся самоуверенности, собственной значимости в своих собственных или в чьих-либо глазах, когда мы с вами будем трепетать и в ужасе ожидать последнего слова, обращённого к нам.

Действительно, тема сегодняшнего дня настолько велика, настолько дерзновенна, настолько страшна, я бы сказал, чтобы вот так просто браться за какое-то пояснение и рассуждение об этом, потому что при трезвом, здравом, объективном, самокритичном, то есть вполне здравом отношении к тому, что будет ожидать каждого из нас, это Евангельское благовестие может повергнуть в ужас и в трепет вне всякого сомнения, потому что мы бесконечно далеки от того, что Господь бы желал увидеть в нас, бесконечно далеки от тех, кому подобает встать по правую сторону от Христа.

По крайней мере, вряд ли по тем поступкам, делам, каковые нам свойственны, подобает нам это место. И вместе с тем, Церковь Христова нам об этом говорит, Господь и Владыка вновь стучит в двери нашего сердца в надежде, что мы когда-нибудь способны будем отозваться и уверовать по-настоящему в эти Евангельские слова, которые носят не какой-то метафорический, отвлечённый, абстрактный характер, а непосредственно касаются каждого из нас.

Когда мне приходится говорить на эту тему, я всегда обращаю внимание на одну подробность, и сегодня мне тоже хотелось бы это сделать. Это Евангельском повествовании, которые мы с вами слышали, поражает насколько удивлены и те, и другие тем, что им Христос говорит. Одни, по правую сторону от Господа поставленные, призываемые Божественным глаголом в вечную радость, они в недоумении, они не понимают, за что их награждать, для них совершенно естественно и обыкновенно было творить добро. Они поступали так не в силу какого-то понуждения себя, как это бывает с нашей стороны.

Да, понимаем это нам заповедано, нам, порой, неприятен человек, какой ни будь бомж, какое-то опустившееся существо, мимо которого мы проходим, но это существо взывает к нам с протянутой рукой и мы, брезгливо отворачиваясь, проходим мимо. Но потом вдруг заставляем себя в лучшем случае, понуждаем себя вспомнить о том, что Господь с нас спросит, ведь Господь сказал: суд без милости, не сотворившему милости. Мы себя побуждаем вернуться, достать какую-то мелочь из своих карманов и дать, опять же, брезгливо бросить в эту замусоленную, заплёванную кепку и побежать прочь. Нам кажется, что мы выполнили завет Христов, но понимаете, что мы себя заставили, это в лучшем случае.

В худшем, мы бежим прочь, чтобы даже не видеть и не замечать этого, а ещё начинаем себя оправдывать, что, в конце концов, всем не на подаёшь, и почему я должен ему подавать, если этот человек опустился, и сам таким стал. В лучшем случае, мы что-нибудь из себя выдавим, какую-нибудь милостыню и побежим прочь. Но совершенно другая реакция у тех, которых Господь похвалил и сказал «Вы Мне это сделали», и они не понимают, за что их прославлять, для них было естественным – любому нуждающемуся подавать.

Так же искренни и те, которые по левую сторону, они тоже не понимают, чего от них Господь хочет, они говорят: Господи, когда Ты к нам приходил? Ну, уж конечно, если бы Ты к нам пришёл в величии Своего Божественного могущества и попросил бы у нас чего-нибудь, разве кто-нибудь отказал бы Тебе? Ничего подобного. Они не понимают, почему с них Господь спрашивает, а Христос говорит: вы им этого не сделали — вы Мне этого не сделали, и посему идти вам в муку вечную. Искренность оказавшихся с левой стороны поражает, потому что это говорит о том, что мы живём этими ценностями, нам даже порою невдомёк, и мы даже не постигаем того, за что же нас ещё судят, за что ещё нас наказывают.

Конечно же, мы понимаем с вами, дорогие братья и сестры, это Евангелие говорит нам с одной стороны, что Бог бесконечно любит человека, с другой стороны, Он не только есть милостивый, щедрый и долготерпеливый Отец, но Он ещё вместе с тем, является справедливым и правосудным Судьёй.

Святитель Игнатий (Брянчанинов), рассуждая на эту тему, говорит, что люди многие предпочитают оправдывать себя тем, что, выбирая сластолюбивую, порочную, грехолюбивую жизнь, они при этом говорят, спекулируя долготерпением и милосердием Божиим, что Бог, дескать, милостив, Бог нас простит и нет такого греха, который бы Он не простил человеку, и тем самым грешить не прекращают. И это есть лукавство.

Люди, рассуждающие таким образом, или говорящие и обманывающие себя тем, что у нас ещё будет время в своих грехах покаяться, и мы ещё принесём какие-то плоды своего покаяния, они находятся в состоянии глубочайшего самообмана, потому что «наши дни лукавы суть», говорит апостол Павел. Если мы считаем и оправдываем себя тем, что у нас ещё будет время о самом главном подумать и ещё покаяться и исправиться, ничего подобного не произойдёт, потому что каяться должно тотчас же и сейчас. Поэтому Господь неустанно устами Церкви Своей, обращается к нам с тем, чтобы мы с вами об этом задумались и, внимая этим Божественным глаголам, исправляли свою жизнь.

Кем-то было сказано, что многие люди живут так, как будто умирать не собираются, а умирают так, как будто они после этого жить не будут. В этом заключается страшная трагедия человека, который беспечно, бездумно проводит дни своей жизни, считая, что смерть это еще не про него, это ещё когда-то, где-то будет, и поэтому эта беспечность соделывает человека существом абсолютно не способным к тому, чтобы услышать тот голос Божий, который обращён к нему.

И напротив, когда человек умирает или чувствует неотвратимое приближение кончины к себе, он всеми силами цепляется за эту земную жизнь, он готов всё, что угодно отдать, чем угодно поступиться, лишь бы хоть какое-то небольшое время оттянуть от этого неминуемого приближения смерти так, как будто смертью всё завершается. Отнюдь нет, и мы прекрасно это знаем, что физической смертью всё только начинается, и начинается всё это после смерти тем событием, о котором Церковь каждому из нас сегодня говорит – Страшным судом Божиим.

По отношению к каждому из нас будет Богом определён частный суд, но для всего человечества, для всех нас будет то страшное судилище, о котором сегодня мы говорим, и о котором повествует нам Божественное Евангелие. И как нам должно к этому приуготовить себя, мы тоже сегодня слушали, дорогие братья и сестры. Есть такой замечательный пример. Многие из здесь присутствующих были в Даниловом монастыре и видели сохранившиеся там надгробия, и вот на одном надгробии, под которым лежит прах одного купца, жившего в 19-ом столетии, написаны такие замечательные слова: всё то, что он потратил для себя, всё это пропало безвозвратно, а то, что он подал нищим, это всё пошло с ним. С ним куда? В вечность, потому что только это способно оправдать то, что мы с вами в суете, порою даже в осознании, делаем, употребляя всё для себя. Всё это в прах и пепел обратится и никакой пользы нам с вами, кроме маловременной здесь на земле, не принесёт, а то, что мы с вами раздали, насколько щедрость наша была велика или наоборот скудна, всё это пойдёт с нами туда в вечность с тем, чтобы либо осудить нас за нашу скупость, скудость нашей любви, либо оправдать и соделать нас наследниками и причастниками вечной жизни в Царствии Христовом. Вот это тот Евангельский критерий, который сегодня всем нам, дорогие братья и сестры, предложен.

Есть такой замечательный пример, в одном из Патериков, рассказывающий о том, как настоятель одного монастыря вместе с братией был приглашён в близ лежащий монастырь, но вместе с тем, расстояние было достаточно неблизким, и настоятель, так уж случилось, замедлил, а братию свою, приглашённую на праздник, отправил вперёд себя. Они пошли несколько раньше, а он, скажем, вышел полутора часами позже, после своих собратьев, и вот, уже приближаясь к этому монастырю, он увидел нищего, калеку, убогого человека, который сидел и просил помощи, а настоятель удивился, рассуждая сам в себе, спрашивает этого нищего калеку, послушай, а не так давно не проходила ли мимо тебя монастырская братия, их было несколько человек? Да говорит, проходили, я попросил у них помощи, чтобы они мне помогли, но они сказали, что они торопятся на службу, на праздник и поэтому не смогли мне ничем помочь, и прошли мимо. Тогда в скорби своего сердца настоятель монастыря взвалил на свои плечи этого калеку, который не способен был сам передвигаться и понёс его к тому же самому монастырю, куда и был приглашён, потому что это было самое ближайшее жилое место. И вот неся, сначала он думал, что эта тяжесть невыносимая, и он не донесёт этого убогого нищего, калеку, но по мере того, как он шёл и путь сокращался к этому монастырю, он чувствовал, что ноша его  становилась всё легче и легче, когда же он приблизился к воротам монастыря, он даже не чувствовал ничего, никакой тяжести и обременения, и когда он увидел вместо этого нищего самого Господа и Спасителя Иисуса Христа, он услышал слова: передай отче, братии своей, если они будут так поступать и не замечать чужой нужды, чужой боли, то бесполезны их молитвы, бесполезен их пост, и они никогда не спасут свою бессмертную душу. Вот это назидание получил игумен, такое ему было откровение. И мы с вами, дорогие братья и сестры, в назидание того, как мы должны поступать по отношению к людям, окружающим нас, эти примеры должны слагать в своё сердце с тем, чтобы не тщетным был подвиг каждого из нас.

Мы стоим сейчас на пороге Великого поста, на это время, я думаю, все здесь присутствующие возлагают большие надежды, потому что это время исцеления нашей израненной грехом души. Я думаю, что нисколько не преувеличиваю, выражая это настроение, это умозрение от лица всех здесь присутствующих, что действительно есть, слава Богу, в течение всего года святое и благодатное время, в котором мы можем потрудиться Господу, потому что ритм нашей жизни подчинён именно этому деланию, деланию покаянному, деланию молитвенному, милосердному и сострадательному, поэтому будем помнить о том, что те, которые нуждаются в нашей помощи они являются тем критерием, тем судьёй, если хотите, благодаря которому мы можем быть либо осуждёнными, либо быть оправданными и помилованными, потому что в их лице Сам Господь и Владыко принимает эту милостыню.

Я рассказывал вам о замечательном духовном совете одного из насельников Троице-Сергиевой Лавры, он милостью Божией жив и имеет возможность утешать многих, обращающихся к нему, это батюшка архимандрит Лаврентий, лаврский насельник, такой уже претрудный старчик. Так вот его спросил один священник, батюшка: всем ли нищим подавать? — Всем. — Ну как всем подавать? сколько таких, где-нибудь к метро, в переходах, каких только красавцев не увидишь, но вот смущается сердце от противоречий и смущений, подавать, не подавать, а он говорит, много не подавай, сколько сможешь, а то вдруг Христа пропустишь.

Я помню, у нас был в семинарии, покойный, Царствие ему Небесное, Иван Александрович Глухов, преподаватель сектоведения, это было в советское время, кто-то помнит те денежные измерения, тогда были три копейки, вот он говорил, три копейки – больше не подавай. Что можно купить на три копейки, ну вот булочку можно купить, а к булочке уже газированной водички попить, уже не помрёшь, булочку скушаешь.

Прещедро благотворить нужно тем, кто нуждается и окружает нас, какая-нибудь старушка, которая и просить-то не будет, ей стыдно, понимаете, а она нуждается, какие-то копейки, гроши своей несчастной пенсии делит, а ещё и в Церковь Божию придёт, и свечечку поставит, и обеденку закажет на свои несчастные копеечки, так вот таким помогать надо, конечно, сразу видно, что человек нуждается. Так вот, мы не совсем об этом. Немножечко подавать всем надо, потому что вдруг среди них Христа пропустим. Вот так сказал старчик: Вдруг Христа пропустим.

Господь говорит, вы Мне этого не сделали, если вы не подали, не накормили, не напоили, не посетили, не одели и так далее. Чтобы Христа не пропустить, подавать нужно всем, пусть по чуть-чуть, по копеечке, не обеднеем — это точно, зато будем стараться сердце своё приучать быть сострадательным.

Помните, я уж много раз в пример приводил преподобного Амвросия  Оптинского, которого спросила одна женщина: батюшка, у меня нет любви к людям, а он говорит, ну если нет любви, то делай дела любви, то есть твори добрые дела, понуждай себя к этому, заставляй себя, и мало-помалу душа будет способна впустить радость от того, что делаешь добро. Как говорится в Книге Деяний «блаженнее давать, нежели принимать». Это действительно так, когда человек сначала понуждает себя к доброделанию, может тяжело, смущений много и т.д., но если ты себя будешь постоянно понуждать и заставлять, душа твоя вкусит радость того, что значит благотворить, а не просто принимать, брать и пользоваться.

Сегодняшнее Евангельское повествование, дорогие братья и сестры, говорит о том, что каждому из нас Господь предъявит, когда мы предстанем пред Его страшным Престолом, и чтобы не быть осуждённым и не провести всю свою жизнь, Богом нам отмеренную, втуне, бесполезно и бессмысленно, будем стремиться по мере своих сил, по мере своих скудных, скромных, ограниченных возможностей всё же не оставлять ту нуждающуюся братию, которая ждет нашей помощи. Аминь.