В сегодняшний воскресный день, вторую неделю святого Великого Поста, Церковь празднует и почитает великого угодника Божьего, святителя Христова архиепископа Фессалоникийского Григория Паламы. Это святое имя звучит тогда, когда мы говорим о временах и попытках нарушить мир Христов и когда Господь дарует Церкви Своей таких ревностных, богомудрых святителей, которые встают на стражу чистоты святого Православия. И эти слова вполне можно отнести к тому угоднику Божьему, память которого мы сегодня празднуем и прославляем.

Если кто из вас был в Греции в городе Салоники, или древнее его название – Фессалоники, то они наверняка были в храме, находящемся неподалёку от набережной, где почивают мощи этого святого угодника Божьего. Сегодня там великое торжество, великое празднество. По греческой традиции мощам празднуемого святого угодника Божьего поклоняются не так, как это делается в нашей русской традиции – более сдержанно, более благовейно, не скажу, что там  нет благоговения, но с таким восточным, свойственным греческому народу темпераментом, не совсем принятым и понятным в нашей православной русской традиции.

Так вот там мощи выносят на улицу в гробнице и несут, не через весь город, конечно, но по крайней мере, через центральную часть города, даже не вокруг храма, а через целый квартал центра города, через площадь Аристотеля, это неподалёку от храма святого великомученика Димитрия Солунского. Мощи святителя Григория Паламы несут таким торжественным крестным ходом через всё это пространство центральной части Фессалоник, это действительно великое торжество. И народ Божий не просто благоговейно следует за мощами, а даже оркестр сопровождает это шествие, что нам тоже очень непривычно, но вот именно так они празднуют своих угодников Божиих. Это касается и празднования святителя Спиридона Тримифунтского или того же самого, уже сегодня упоминавшегося великомученика Димитрия Солунского, т. е. это общегородское, общенародное празднество и торжество.

Этот святой угодник Божий стяжал таковую любовь народа православного, прежде всего тем, что он стоял на страже чистоты святого Православия, когда многие в силу разных, и политических, и иных причин, уклонялись и уклоняются в иные пути и дороги, поступаясь самым главным, чем поступаться никогда, ни при каких условиях нельзя – чистотой святого Православия. Люди уклонялись и шли на компромисс ради земных, мелочных, сиюминутных и суетных целей, в то время как святитель Григорий Палама был твёрд и незыблем, и благодаря его твёрдости мы прославляем этого святого угодника Божьего не просто в числе прочих празднуемых святых, а Церковь особенным своим смотрением выделила самостоятельный воскресный день в границах Великого поста, чтобы почтить и прославить память этого святого угодника Божьего.

Я не буду пускаться в подробности его богословия, наверное, у меня не хватит ни слов, ни разума это сделать, просто мне хотелось бы соотнести сегодняшнее празднество, торжество и прославление памяти этого святого угодника Божьего с тем, о чём мы с вами слышали, дорогие братья и сестры, за сей Божественной Литургией. Мы слышали с вами о подвиге веры, о подвиге молитвы, каковую явили люди, о которых кроме повествования в сегодняшнем Евангельском благовестии нигде более не говорится. Это были обыкновенные люди, ближние человека, находившегося в крайней степени человеческого уничижения, который был другом этим четырём людям. Он был расслаблен, он был парализован и был существом беспомощным, не способным самостоятельно ничего сделать.

Видимо в жизни он был неплохим человеком, если стяжал столь верных и добрых друзей, которые ни перед чем не остановились для того, чтобы послужить своему разбитому болезнью товарищу. А мы слышали сегодня, как трогательно и удивительно, более того, даже как дерзновенно эти люди веровали в Господа, веровали бесконечно, они нисколько не сомневались в помощи Того, Кого, может быть, они видели издалека, о Котором, конечно же, слышали, потому что молва людская распространялась в округе об этом необыкновенном Чудотворце, Который вершил необыкновенные чудеса. Единственную возможность помочь своему товарищу, разбитому параличом, они видели только лишь в том, если Этот дивный Чудотворец коснётся их неисцельно расслабленного друга.

И вот они понесли его на своих плечах. Это очень непростое дело – нести на своих плечах, даже если это несколько человек, тело неподвижного, разбитого параличом человека, но тем не менее они предприняли эту попытку. И когда они подошли, как молва свидетельствовала, к тому дому, где находился Христос, а это был город Капернаум, тот самый город, который Господь Иисус Христос называл Своим городом, они увидели непреодолимую толпу людей, окружавшую место, где находился Господь. Но они всё же не отчаялись, не отступили, как это бывает часто с нами, когда мы видим какое-то препятствие, возникающее на нашем жизненном пути, и мы малодушно отступаем, мы духом падаем и говорим, что эти препятствия непреодолимы, их невозможно человеческими усилиями преодолеть. 

Но ничего подобного мы не видим в Евангелии. Несмотря на это людское море, эти сомкнутые ряды людей, потому что каждый из них сам по себе желал и жаждал увидеть Христа и даже более того, прикоснуться к Нему, а кто-то из них может быть хотел спросить о чем-то Господа, но тем не менее, каким-то совершенно невообразимым образом эти люди протискивались сквозь эту толпу людскую, всё же приблизились к стенам этого дома. Но попасть внутрь было немыслимо и невозможно, поскольку там уже толпа совершенно не расступалась.

И эти люди, осуществляя совершенно необыкновенное, а по воззрению иных людей может даже дикое намерение, они, откуда-то взяв лестницу, громоздят её на стену этого дома, внутри которого находился Христос и пытаются туда, на крышу этого жилища затащить своего расслабленного, парализованного друга. Даже у меня не хватает правильных слов для того, чтобы выразить, как могло бы это осуществиться, а тем более как можно это можно было сделать физически. Как возможно человека беспомощного, недвижимого, парализованного тащить на крышу дома? Но, тем не менее, это их не останавливает, они его тащат, они его громоздят, и это им это удаётся. Они разбирают кровлю, нужно себе представить, что это не в нашем, современном представлении дома – это восточные постройки, но это тоже требует колоссальных усилий. Они разбирают черепичную крышу, которая кровлей нависает над внутренним двором этого жилища, и разобрав эту крышу, они на верёвках спускают расслабленного к ногам Христа Спасителя. Господь видит эту необыкновенную веру, это необыкновенное дерзновение, как хотите это называйте. Люди возмущаются, как это бывает обычно: «куда без очереди лезешь» и всё прочее, но они абсолютно и не думают о том, что о них скажут люди. У них одна самая главная цель – помочь своему разбитому болезнью товарищу, и поэтому то, что скажут о них вслед, и что о них будут думать, это их не волнует. Они спускают к ногам Христа Спасителя этого расслабленного парализованного человека, и Господь поражается их вере и говорит необыкновенные слова. Говорит, заметьте, не этим мужественным друзьям, которые предприняли столь необыкновенные попытки принести своего друга ко Христу, а Он обращается к самому парализованному, так, как если бы он сам это сделал. Господь говорит: Чадо! Прощаются тебе грехи твои, возьми одр твой и иди в дом твой. Необыкновенные слова! Господь по вере людей исцеляет и прославляет веру того, кто даже и языком не мог нисколько пошевелить для того, чтобы попросить их об этом, даже это может и невозможно было сделать, однако же, Господь прославляет веру этого человека, тогда как эту веру засвидетельствовали его четыре друга.

Вы понимаете, о чём идет речь, дорогие братья и сестры, о том, что мы, приходя сюда, в храм Божий, прошу прощения за, может быть, дерзновенную параллель и дерзновенное сравнение, уподобляя храм Божий той самой горнице, тому самому жилищу, о котором мы сегодня с вами слышим в Евангелии. Это не преувеличение, там, где Христос, там и Церковь, там. где нет Христа, там нет и Церкви. Так вот, Христос был в этом доме, следовательно – это Церковь и люди, которые там находились, они чаяли Христова утешения, и поэтому, когда мы приходим в храм, а ведь у каждого из нас есть неизбывные скорби и болезни, у нас есть безбожники-дети, неверующие мужья и жёны, неверующие родители, больные, близкие и родные нам люди, т.е. сколько многоразличных скорбей приносим мы с собою в храм Божий, и приносим к ногам Спасителя, чтобы Господь по нашей вере исцелил их. 

И если мы будем верны и тверды в своем уповании на Господа, беря пример с друзей этого расслабленного человека, ни перед чем не останавливаясь, что бы нам не говорили вослед, и какие бы людские волны не смыкались бы перед нами, мы должны твёрдо знать, что Господь никогда нас не оставит, Господь никогда не предаст. 

Мы тысячу раз об этом говорили и каждому из нас, думаю, по опыту своей жизни в большей или меньшей степени это знакомо и известно, что окружающие нас люди могут предать нас, изменить нам, плевать в нас и прочее, швырять в нашу сторону камнями, когда люди, которым мы верили и доверяли, они оказываются предателями, они оказывается людьми, способными изменить…

многим это знакомо. Поскольку, как говорит Псалмопевец Давид: «всяк человек ложь», но Господь никогда не предаст ни одного из нас. Даже если весь мир обратится против нас, а Господь никогда этого не сделает. Господь верен Себе и верен в любви к нам.

Поэтому, дорогие мои, как бы наши жизненные обстоятельства не складывались, мы должны твёрдо и несомненно знать, что Господь не оставит нас ни в какой жизненной напасти и печали, поэтому мы всегда должны быть верны Ему и  тверды в  своём уповании,  зная, что даже если Господь и попускает нам какие-то жизненные испытания и скорби, болезни, невзгоды и прочие испытания, всё это временно, всё это абсолютно не заслуживает порою даже внимания нашего, поэтому будем всегда знать, что Господь рядом с нами, Господь близ нас. И Господь за нашу твёрдость и верность Ему, непременно нас похвалит, а нашим сродникам, быть может, непутёвым, неразумным, неверующим, каким угодно, на которых мир уже жирный крест поставил, как на совершенно не способных измениться, Он не нам, а им скажет: Чадо, прощаются грехи твои! Потому что мы несли их на своих плечах, мы несли их на своих раменах, твёрдо  зная, что Господь воззрит Своим Божественным смотрением на них и ими же веси судьбами изыщет пути и для их спасения. А через них, через тех, о ком мы с вами скорбели, страдали, молились, переживали, сетовали, слёзы проливали, Господь и нас с вами не оставит и нас с вами простит.

Это святое благословенное время, время Великого поста, о котором мы бесконечно говорим и подчёркиваем, что самым главным его деланием является, конечно же, покаяние и видение своих грехов, потому что Господь говорит этому расслабленному: Чадо, прощаются тебе грехи! – прежде всего, прощаются грехи, указывая на причину всех наших болезней и скорбей. … Грех – это есть причина всех наших скорбей, ни что-то, ни кто-то, а только наш собственный грех, ни чей-то, а наш собственный. Поэтому Господь, прежде всего, прощает его грехи, а потом ему повелевает, как уже здоровому человеку, бывшему некогда расслабленным и не могущим не единым перстом двинуть: Возьми свой одр – т.е. такое непростое физическое упражнение, требующее усилия определённого, для парализованного человека немыслимое и невозможное – тебе говорю, встань, возьми свою постель и иди в дом твой. И тот, как не могущий не повиноваться, встаёт от одра своего, берёт свою постель, на которой десятками лет лежал и пролежни снискал, и идёт в дом свой, хваля и славя Бога.

И ещё одним деланием, сопутствующим покаянию, в пресвятые благословенные дни сии является молитва. Молитва, которая выражается во всём, во всей нашей церковной атмосфере, потому что, как мы не единожды говорили, что даже ритм богослужебный и тот меняется во время Великого поста. Конечно же, к сожалению, кто не имеет возможности в будничные дни приходить Великим постом в храм, ему трудно уловить эту особенность, потому что воскресное Богослужение, как праздничное, мало чем отличается от иных непостовых Богослужений, а вот будничные Богослужения с поклонами, с непременным чтением святой Псалтыри и прочих великопостных особенностей, конечно же, располагает к более сосредоточенному молитвенному деланию.

И мне хотелось бы сказать, чтобы мы не унывали во время этого святого благословенного поприща, чтобы мы радовались, что Господь нам даёт это святое благодатное время молитв и покаяния. Я понимаю, что говорю много вещей, которые наверняка заставили кого-то задуматься, кого-то опечалиться, возскорбеть сердцем, поэтому хочу закончить своё многословие таким жизнеутверждающим примером.

Многим из вас, здесь присутствующим, известно имя почившего в Бозе уже как 16 лет назад, известного иерарха Русской Православной Церкви, митрополита Волоколамского Питирима. Личность необыкновенная, человек, отличавшийся блистательным умом, красноречием, кроме того, остроумием в самом высоком и замечательном смысле этого слова, и вот он говорил так: «Люди, которые ходят в Церковь, должны знать, что первый час Богослужения болят ноги, во время второго часа  Богослужения начинает болеть голова и спина, а тем, кто достоит до третьего часа, у многих вырастают крылья».

Поэтому, давайте будем терпеть, пусть ноги поболят, пусть голова и спина поболит — не страшно, но зато потом крылья вырастут, конечно же, в духовном смысле этого слова. О всех трудностях физических Господь нам говорит: дух бодр, плоть немощна. Нужно плоть свою в это святое благословенное время изнурить, для того, чтобы дух воскрес, дух восстал, чтобы те духовные, образные крылья окрылили нас и способны были вознести нас горе, куда «имеем сердца», как мы говорим во время Божественной Евхаристии, во время Литургии.

Сподоби, Господи, всех нас, дорогие братья и сестры, это святое благодатное время растворить покаянием и молитвой с тем, чтобы Господь даровал нам эту радость в Духе, и чтобы эта радость никогда не оставила наше сердце. Аминь.