Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим. Этими словами только что мы все, дорогие братья и сестры, едиными усты и единым сердцем совершали поклонение миролюбезному Древу Крестному, прославляя Тридневное Воскресение Спасителя мира Господа нашего Иисуса Христа. Сегодняшний воскресный день именуется Неделей Крестопоклонной, поскольку вчера за Всенощным Бдением из святого Алтаря было изнесено Древо Крестное, и мы и вчера, и сегодня, и в течение всей последующей недели будем совершать поклонение сему Благословенному Древу, через которое бывает всякая правда, по слову премудрого Соломона.

Сегодня мы с вами, дорогие братья и сестры, взирая на Крест, возлежащий посреде храма, говорим о том, что это является ценой нашего с вами спасения. Спаситель мира Господь наш Иисус Христос для того пришел в мир, Сын Божий стал человеком, чтобы вознести грехи всеродного Адама и пригвоздить рукописание всех этих грехов к Древу Крестному, чтобы именно этою ценою, ценою Своей Крестной смерти, искупить нас от вечного проклятия и смерти. И есть еще другой смысл того, почему Крест всечестный износится на середину храма в средине Великого поста. К слову говоря, мы, даже, не успев заметить, как приблизились к Преполовению святой Четыредесятницы, т. е. к середине поста. Еще так недавно мы с вами только лишь готовились вступить в это святое и благословенное время, а, не успев оглянуться, мы с вами уже достигли половины этого спасительного поприща.

Взирая на Подвигоположника – Спасителя мира, взирая на Его страдания, мы тоже укрепляемся в тех немощах, которыми каждый из нас посещается в нашей жизни, укрепляемся в несении своего жизненного креста, который безусловно есть у каждого человека. Нет ни одного человека живущего на земле, у кого не было бы своего жизненного креста, это совершенно очевидно, это непременное условие нашего спасения, ибо как бы странным для кого-то это не показалось бы, безоблачно, безпреткновенно немыслимо и невозможно человеку прожить жизнь. Помните, был такой замечательный литературный герой у Салтыкова-Щедрина – Иудушка Головлёв, он так примерно рассуждал: «Хорошехонько, теплёхонько, светлёхонько, без нужды и горюшка прожить бы жизнь». Эта бюргерская философия чужда христианскому пониманию того, каким путем должно идти человеку ко Христу, т.е. это мораль безбожная, только через крест, возможно достичь Воскресения.

Как сказал замечательно один священник в яркой проповеди, что если нет Креста, то нет и быть не может Воскресения, без креста жизнь ведет в тупик. Конечно, все мы хотим, чтобы наша жизнь была спокойной, безоблачной, благополучной, сытой, самодостаточной и прочее, все мы к этому по-своему стремимся, но мы должны прекрасно понимать и отдавать себе отчет, что такому быть невозможно и спастись с таким багажом безоблачности немыслимо. Поэтому Христос сегодня говорит в Евангелии: всякий кто хочет идти за Мной, пусть возьмет свой крест и, отвергнув себя, следует за Мной. 

Крест – непременное условие спасения нашей бессмертной души. Как бы внутри нас не противилось бы всё, как бы мы не вопили и не взывали к некой несправедливости небес по отношению к нам, о том, почему каким-то другим путем невозможно достичь небесной радости, почему путем гармонии, путем благополучия немыслимо достичь Царства Небесного, а только лишь путем страданий и жизненных испытаний. 

Дело в том, что мы все повреждены грехом, все заражены эпидемией греха, без исключения. Когда мы приходим в больницу, мы видим, что там все больны в большей или меньшей степени. Один быть может прикован к больничной койке и не может двигать своими суставами, другой, быть может, способен передвигаться без посторонней помощи, но тоже нуждается в медицинском участии по отношению к себе. Так же и мы в духовной жизни: есть из нас такие, кто не способен ничего самостоятельно в духовной жизни сделать; есть иные, более крепкие, но тоже больные, которые пытаются самостоятельно передвигаться и двигаться в направлении своего спасения. Но в любом случае, мы все больны, и мы все нуждаемся в этой исцеляющей силе, которую Господь дает всем нам. И этой исцеляющей силой является тот жизненный крест, который Господь возлагает на каждого из нас, это вещь бесспорная.

Другой вопрос, мы можем не соглашаться с этим, противиться этому, роптать, гневаться на это и так далее, но для того, чтобы не гневаться, не роптать, не раздражаться, не злобствовать, не взывать о пресловутой несправедливости к Господу, мы должны иметь твёрдое, трезвое видение самого себя. Есть такой рассказ, две приветственные реплики двух монахов в монастыре. Один говорит другому: как поживаешь, как дела? А другой отвечает: ты знаешь, хорошо, гораздо лучше, чем я этого заслуживаю. Это правда, мы живем гораздо лучше, чем мы этого заслуживаем. Это, действительно, справедливый, трезвый, объективный взгляд по отношению к самому себе. Поэтому не роптать мы должны, не унывать, не духом падать, а как бы нам тяжело не было, в каких бы мы ни были жизненных обстоятельствах, мы должны находить в себе мужество, я это слово подчеркиваю, мужество благодарить Бога за всё, чем бы Господь нас не посещал.

Святитель Иоанн Златоуст говорит замечательные слова: Если ты ржавое железо, – обращаясь к кому-то из нас, ко мне, например, – то в огне страданий и скорбей эта ржавчина будет очищена этим огнем, и ты засияешь совершенно иным светом. Если ты золото, – это он о вас говорит, – то это золото очистится и еще более засияет. Т. е. мы должны принимать огонь страданий и скорбей с благодарностью Богу, потому что это очищает нас, освобождает от суетного плена страстям, страстишкам, которыми каждый из нас, к сожалению, опутан, для этого необходимы те жизненные испытания, которые Господь нам попускает. …. Мы знаем с вами из Слова Божьего о том, что без воли Господа даже волос с головы человека не упадет, кольми паче какие-то жизненные испытания, которому каждому из нас в меру наших сил, в меру наших возможностей и нашей веры, в меру того терпения, которым мы с вами обладаем, Господь попускает и дает.

Однажды к преподобному Амвросию Оптинскому обратились: Батюшка, ты же знаешь что наш диакон Карп в скиту, он слепой, помолись, чтобы Господь его исцелил. Это мы с тобой, – говорит преподобный, – слепы, а он зрячий, он всё видит. – Что, батюшка, видит? – Свет видит. – Какой свет? – Божий свет видит.

Мы порой двумя глазами взирая, не можем разглядеть того, что есть в человеке, рядом с нами находящемся. А человек, лишенный зрения, он свет Божий зрит. 

Вот Матронушка блаженная, какой страшный крест, я уже тысячу раз этот пример приводил, мы ходим к ней, мы молимся этой святой угоднице Божией. За что она стяжала такое дерзновение пред Господом, откуда благодать у этой, простите, уродицы, которая была рождена слепой, а потом уже в отрочестве была лишена возможности самостоятельного передвижения? Не горе ли это для родителей? Что еще могут испытывать родители, когда у них такой ребенок рождается. Но когда человек принимает с благодарностью тот крест, который ему выпадает от Господа, тогда не только он сам спасается, но и вокруг него, по мысли батюшки Серафима, спасаются тысячи. Потому что человек благодарит за ту долю, за тот крест, который Господь ему дал и с благодарностью несет его, и через этого немощного человека, каковой была блаженная старица Матронушка, дарует радость и утешения тем, кто к ней приходил и приходит.

Я как-то рассказывал, когда я служил в храме, в Братеево, там батюшка был, покойный, Царство ему Небесное, он говорил, что его мама ходила к Матронушке, еще живой и просила благословения на какие-то жизненные обстоятельства. Матронушка говорит ей: вот так и так поступай, а вот так и так не делай. Но та сделала по-своему, и вся жизнь ее кубарем полетела, вверх тормашками. Если мы просим совета, у духовного человека особенно, если это старец или старица, то изволь выполнять то, что тебе говорят, или лучше вообще не обращайся и ни о чём не спрашивай, живи, как знаешь, меньше спросу с тебя будет.

Так вот Матронушка такая была угодница Божия, которая приняла этот жизненный крест с благодарностью Господу, и по сию пору к ней люди многочасовые очереди стоят. В наше время такого тотального скепсиса и равнодушия, всё более и более распространяемого безбожия, такой расхристанности и всего прочего, люди идут к ней, отпрашиваются с работы, стоят в очереди к ней, почему? Потому что, как мы всегда говорим: к пустому колодцу за водой не ходят. Это потому, что человек с благодарностью принимает крест, который Господь ему дал.

Нам не поднять ту меру скорбей, каковую подъяли с благодарностью святые угодники Божии, но хотя бы то, что Господь нам с вами дал, будем без ропота, без уныния, без отчаяния не опуская беспомощно своих рук, будем нести, зная, что венцом нашего крестного пути будет спасение нашей бессмертной души.

Если мы страдаем из-за ближних наших, из-за детей, пьяницы-мужа или еще чего-то, всё это не напрасно, за все эти скорби, которые Господь дает нам, если мы несем их с молитвою и благодарностью, Господь не только нас соделает увенчанными венцом в Царствии Небесном, но и тех, за кого мы страдаем, страждем и молимся, и Господь имиже веси судьбами помилует и спасет яко Благ и Человеколюбец.

Сегодня мы с вами, дорогие братья и сестры, говорим, взирая на Крест, который возлежит посреде храма Божия, которому мы сегодня, преклоняя колена сердца, поклоняемся, который лобызаем и просим о том, чтобы Господь оградил нас силою Честнаго и Животворящего Своего Креста от всякого зла, чтобы мы научились претерпевать скорби и невзгоды и стремились к приобретению мира в своем сердце.

Преподобный Никон Оптинский говорит такие замечательные слова, что нигде мы с вами не найдем никакого мира, никаких таких мест, стран, никаких таких человеческих сообществ на всем белом свете, чтобы там царил мир. Мир можно найти только в своем собственном сердце и в своей чистой совести. Это самое главное. Здесь находится то сокровенное место, которое очень часто мы вожделеем и очень желаем найти. Мы говорим, здесь всё очень плохо, всё не так, а там, где-то, люди по-другому живут, но это всё иллюзия, потому что везде есть свои скорби, везде есть свои страдания, свои сложности и т. д. Только лишь там, по мысли преподобного Никона, мы можем найти мир, если его мы сохраним в своем сердце и в чистой своей совести.

Поэтому дай, Господи, всем нам, дорогие братья и сестры, неся свой жизненный крест, какой у каждого из нас есть, тяжкий ли он или менее тяжелый, но всё равно этот крест, эта ноша, она существует. Поэтому не будем роптать, не будем унывать, потому что через ропот на Господа за свою, как нам кажется, несчастную долю, неудавшуюся жизнь, мы тем самым еще более отвращаем Его от себя и тем самым оскорбляем Господа. Поэтому будем за всё Творца и Господа благодарить, просить, чтобы Христос Господь даровал нам благовременную помощь в несении своего жизненного креста через всю свою земную жизнь, через всё свое земное поприще, дабы удостоиться нам вечной жизни и Царствия Небесного, которое Господь уготовил любящим Его. Аминь.