Это учение традиционно в Церкви называется «о поклонении Богу в духе и истине». И можно, наверное, смело утверждать, что эпицентром этих слов Христовых, всего того, что Он ей говорил, являются слова о том, что истинные поклонники поклонятся Отцу в духе и истине.

Учение это Господь предварил словами о вечно текущей воде, которая никогда не даст человеку вновь испытать чувство жажды. Беседа с самарянкой происходила, когда Господь сидел у колодца, утрудившись дорогой и зноем, и женщина пришла, чтобы почерпнуть воды.

Когда Спаситель сказал, что есть вода живая, возможно, женщина подумала о воде проточной. На ближнем востоке, в жарких странах вода вообще является символом жизни, а судя по некоторым библейским текстам, для иудеев, для самарян, для всех тех, кто населял тот район Палестины, водой живой являлась вода, которая текла, то есть вода горных рек. А вода колодезная таковой не являлась. И самарянка, скорее всего, подумала о такой воде, а может быть, и спровоцировала Господа на более понятное для себя объяснение.

Попробуем вникнуть в эту ситуацию. Пришла женщина за водой, пришла не в первый раз. Мы не знаем, сколько раз в день она приходила к колодцу, но само по себе это шествие за водой и с водой имеет значение. Вода в доме, в хозяйстве кончается, она опять идет, опять приносит. В каком-то смысле это символ нашей жизни: человек наполняет себя жизнью, потом ее истрачивает, потом опять наполняет, потом опять истрачивает, и в конце концов от такого постоянного, монотонного движения сердце чувствует лишь разочарование. А есть ли она, жизнь настоящая, если ты как белка в колесе крутишься? Ничего не происходит и вряд ли произойдет, – думает человек.

И в этой рутине человек иногда вдруг для себя начинает открывать, что душа его создана для чего-то большего, высшего, светлого, благого, которое может приносить ему глубочайшее удовлетворение. Именно для этого создана душа, но как это получить?

Мы видим из евангельского повествования, что женщина, что бы ни делала, не могла этого получить. Она имела пять мужей, а шестой, с которым жила, не был ей мужем. Это значит, что она постоянно искала какого-то счастья и не могла его найти. И вдруг Спаситель говорит ей очень необычные слова о воде живой – и молниеносно в ее сердце, в ее уме отзывается вот эта напряженнейшая мысль, многолетнее ожидание чего-то светлого и лучшего. И она сразу реагирует на это.

А когда Господь обещает ей этой воды даже дать и говорит: «Пойди и приведи мужа своего», – открывается ей, что перед ней величайший Пророк, Который больше праотца Иакова. А почему больше Иакова? Иаков смог дать людям только колодец, водоем со стоячей водой. А Господь говорит о воде живой да еще знает ее жизнь, то есть Он Всеведец. Она тотчас кается и, покаявшись и изменившись, сразу ставит перед Ним принципиально важный вопрос: где человек должен поклоняться Богу, чтобы спастись, как правильно поклоняться?

Конечно, для современного человека сам по себе термин «поклонение» очень абстрактный. В древнем мире кланялись, например, рабы своим господам, кланялись подчиненные начальникам, кланялись те, кто были чем-то кому-то обязаны в знак благодарности, кланялись те, кто понимали, что полностью зависимы от других людей. И самарянка утверждает, что нужно уметь правильно поклониться, чтобы угодить Тому, от Кого ты полностью зависим. И Господь говорит: «Наступает уже время, когда истинные поклонники поклонятся Отцу в духе и истине». Он дает ей, по сути дела, универсальный ответ: что нужно делать, чтобы правильно поклоняться.

Но если мы с вами попробуем ответить на этот вопрос, то не сразу у нас получится. И именно поэтому у святых толкователей немало объяснений по поводу этого очень важного, но все-таки сложного выражения. Чтобы ответить на него, нужно сначала ответить на вопрос, что такое духовность. Мы очень часто говорим о духовности, мы очень часто даже каемся на исповеди и говорим о том, что поступили недуховно. Но с определением духовности многие затрудняются. В чем она заключается?

Обратимся к евангельским текстам, к словам Христа, Который говорит о том, кто способен спастись. Например, это могут сделать малые дети, «ибо таковых есть Царство Небесное» (см.: Мф. 19, 14). Может быть, понятие о духовности мы можем извлечь отсюда? Чем отличается ребенок от взрослого человека? Тем, что он не лицедействует, он не играет, он просто живет. Если ему плохо, он плачет, если хорошо, он хохочет, если хочет есть, говорит об этом, не хочет есть – и не будет есть, никто его ничего не заставит сделать. Вот она – истинная духовность.

И этот принцип мы должны воплотить в нашей жизни, а это значит, что Господь перед каждым из нас обозначает очень серьезную проблему лицемерия. Мы ведь постоянно играем в жизни и закрываем от себя возможность быть духовными. А если жить в простоте, как дитя, то к чему это должно привести? Апостол Павел говорит: Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать (Гал. 5, 22-26). Именно по этим критериям мы должны себя проверять: далеко ли мы от истины или нет.

В духе и истине, – говорит Господь. А в чем эта истина заключается? Даже не в чем, а в Ком, потому что Господь о Себе открывает, что Он есть Истина и Путь и Жизнь (Ин. 14, 6). А как этим знанием человек может и должен пользоваться?

С одной стороны, Господь говорит о том, что нет человека, который бы жил и не согрешил (см.: 3 Цар. 8, 46), Он призывает человека к покаянию. Если сама Истина говорит нам эти слова, значит, это истина о нас, значит, мы их не можем не принять. Это субъективное откровение нам о нас самих. С другой стороны, объективное откровение будет заключаться в том, что если сама Истина говорит, что совершила Спасение, которое было принесено людям как дар, то мы должны это принять принять на веру. И мы видим, что женщина-самарянка эту истину принимает. Может быть, не сразу, постепенно. На слова Христа она начинает, робея, говорить: «Да, мы знаем, что, когда придет Мессия, Он нам все это расскажет еще раз и объяснит». Но Господь ей говорит: «Я – Мессия, стоящий и говорящий с тобой». Часто и в нашей жизни так бывает: мы понимаем, что нам нужно добиться чего-то в духовной жизни, но откладываем это в перспективу, на потом, потому что понимаем, что сейчас с нами нет Христа, а вот если мы потрудимся, поработаем, может быть, поисповедуемся, причастимся, тогда Он придет и все изменится. Но каждому из нас в сегодняшнем Евангелии Господь говорит: «Не жди, что Мессия когда-то придет, Я сейчас здесь с тобою нахожусь». Как тут не вспомнить слова из Апокалипсиса: «Се стою при дверях и стучу», только дверь в сердце открой – сразу войдет Христос, сразу поможет (см.: Откр. 3, 20).

И мы видим, что женщина очень быстро реагирует: бежит в свое селение и сообщает эту великую радость – это действительно Евангелие, благая весть для самарян о том, что Мессия пришел. И мы видим их реакцию: они бегут навстречу Христу, они находятся рядом с Ним, просят Его побыть у них еще два дня, чтобы поучиться спасению.

И хотя Евангелие не говорит нам о том, что Христос творил перед ними великие чудеса, после пребывания Господа они говорят женщине: «Мы верим, но уже не по твоему слову, мы сами уверовали и познали, что Он есть воистину Спаситель мира Христос». Вот какая вера!

Итак, Спасение принесено, оно ждет каждого из нас, оно ждет, что человек возьмет, как некие ключи от замка, заповеди Христовы и начнет вращать ими в замочной скважине, то есть заповеди исполнять, и тогда за этой дверью откроется та сокровищница, которая наполнит сердце человека радостью о Воскресшем Господе и разум исполнит светом, убедив нас в непреложной истине о том, что Господь наш Иисус есть воистину Христос и Спаситель миру. Аминь. Христос Воскресе!

Проповедь протоиерея Георгия Климова, произнесенная в храме иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной роще, в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне,

 

26.05.2019