День Вознесения Господня – это, конечно, не только евангельское событие, это одно из важнейших событий в истории человечества (см.: Лк. 24, 36-53). Это событие, которого не было никогда, но которое повторится не в лице Христа, а в лице Его истинных и верных чад.

Рассуждая над этим, всякий верующий бывает пронизан мыслью о том великом предназначении человека, который уготовал Господь всем любящим Его. Предназначение это заключается именно в том, чтобы вознестись к Господу Богу, возсесть подобно тому, как это сделал Христос Своим человеческим естеством, одесную Бога Отца и вечно разделять общение с Богом в любви и благости. И это общение, которому не будет конца.

Надо, конечно, сказать, что в суете земной мы постоянно забываем об этих величайших догматах нашей веры, об этом величайшем предназначении, которое каждому из нас уготовано. А забывая об этом, мы, естественно, оставляем свое делание, которое нужно совершать для того, чтобы это воистину случилось. Забывая и не делая ничего для спасения, мы постоянно омрачаем свои умы и сердца. И с течением времени для нас такое великое событие, как Вознесение, становится чем-то похожим на легенду, на сказку, на то, что когда-то было придумано, но к нам не имеет абсолютно никакого отношения. И, конечно, очень плохо, что так в нашей жизни случается.

Но когда мы вчитываемся или вслушиваемся в евангельские повествования, как сегодня, то перед нами открывается, что именно человеческое естество, человеческая плоть, которую апостолам предложил Господь осязать, была вознесена. Да, мы говорим, что эта плоть духовная, мы говорим, что она преображенная. Это та плоть, которая, с одной стороны, была осязаема, это та плоть, которая имела возможность вкушать вместе с апостолами пищу, потому что, согласно Евангелию, Воскресший Христос вкушал пищу – хлеб, и мед от пчелиных сот, и рыбу.

Но, с другой стороны, это же самое Его естество имело способность проходить сквозь замкнутые пространства, стены и двери, оно имело возможность появляться и исчезать. Оно имело возможность одновременно сразу нескольким людям в разных местах являться. Мы не знаем, как такое может быть. Но мы знаем, что Всемогущий Бог задумал о нашем естестве нечто, что явил нам в Евангелии и показал, и к этому каждый из нас призван.

Каждый из нас, наверное, знает о событии Вознесения, не стоит повторять то, о чем повествуется в Евангелии. Лучше обратить внимание на знакомые для нас тексты, по-особому звучащие особенно в сегодняшний день. Например, кондак сегодняшнего Праздника завершается такими словами: вознесшийся Господь «от нас никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный», и вопия любящим Его: «Аз есмь с вами, и никтоже на вы».

Для каждого из нас важно помнить об этих словах Христовых. Но как их понимать? Вознесшийся Господь говорит о том, что Он есть с нами всегда, и поэтому никто на нас покуситься, то есть отнять у нас дар спасения, заставить нас отказаться от этого дара, не может. А что в нашей жизни это значит? Что же заставляет нас грешить? Если мы грешим, то грешим исключительно по своей воле. Потому что Господь абсолютно все, необходимое нам для того, чтобы не совершать греха, дал, более того, Он еще говорит, что Он с нами всегда и никто не может на нас покуситься.

Поэтому в такой день, как сегодняшний, дорогие братья и сестры, желаем всем нам, чтобы мы более самоотверженно и более ревностно исполняли заповеди Божии, чтобы мы не боялись никого и ничего, никаких страстей, никаких похотей, никаких греховных бесовских находов. Не будем страшиться, с нами Господь!

И в Евангелии мы неоднократно находим эти слова Христа: не бойтесь! (см.: напр. Мк. 6, 50). Бояться нечего, Господь вознесся и уготовал для каждого из нас великую славу, поэтому будем всей душой жаждать этой славы, чаять ее и готовится к тому, чтобы быть с Господом.

Аминь. С Праздником!

Проповедь протоиерея Георгия Климова, произнесенная в храме иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной роще, в в Праздник Вознесения Господня,

 

06.06.2019