Казалось бы, ещё так недавно завершились открытые гонения на Церковь Христову, и чуть более 10 лет прошло после оглашения Миланского эдикта, как уже возникла необходимость защищать Церковь от другого врага, более страшного, более вероломного и коварного, изощрённого врага.

Если язычники гнали Церковь Христову в лице римских императоров, они не скрывали своей ненависти к Христу Спасителю, они откровенно, по крайней мере, правдиво об этом говорили. А те враги, которые изнутри пытались разорвать единство Церкви Христовой, они были гораздо страшнее.

Впрочем, это всем известно, враг, если он честный, по крайней мере, он этим уже заслуживает определённого рода, не то, чтобы уважения, но какого-то человеческого понимания, хотя бы потому , что он не скрывает своей неприязни и ненависти. Здесь все предельно ясно.

А вот льстец, лжец, он тем и опасен, что внешне представляет некую дружественность, но по сути своей, по своим поступкам, по своим действиям, он, будучи коварным существом, наносит ещё более непоправимый вред. Так вот, ереси, которые возникали и возникают в Церкви, они именно тем и опасны, тем и страшны, что при внешнем благочестии они способны на очень страшные вещи.

Вот сегодня мы с вами слышали замечательные слова апостола Павла, которые звучали в 20-ой главе Книги Деяний апостольских, это чтение сегодня было предложено всем нам за Божественной Литургией. Это печальная глава, потому что здесь апостол Павел прощается со своими учениками, он прощается со своими сподвижниками, потому что ему должно вернуться в Иерусалим, чтобы там принять скорби многочисленные ради проповеди Христовой. И вот он, прощаясь, говорит, что после его отшествия, в Церковь придут лютые волки, которые будут раздирать единство церковное, хранить которое апостол им заповедал. Это было так. Действительно, ещё живы были апостолы, а уже ереси стали раздирать единство Церкви Христовой.

И вот сегодня мы с вами воспоминаем память этих мужественных героев духа, которые бесстрашно стали на защиту святого Православия и чистоты евангельского учения от злочестивой ереси Ария богохульника. И в их числе — святитель Николай Мирликийский, святитель Спиридон Тримифунтский. В центре же сего достославного сонма можно поставить святителя Афанасия Великого, который в пору и в бытность этого собора был ещё диаконом, сопровождал своего владыку архиепископа Александрийского Александра, но именно он, будучи ещё облечённым саном диаконским способен был переломить ход всего собора. Потому что смог найти такие Боговдохновенные глаголы, которые привели в замешательство еретиков, отрицавших Божество Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа.

Многих еретики способны были уловить в свою сеть. История называет нам количество лет, 57 лет арианство буквально доминировало в Церкви. Конечно же, этой ереси гораздо более лет, нежели названная цифра, но вместе с тем арианство в течение названного времени господствовало в Церкви, и нашлись те, которые способны были сокрушить и богословски разрушить еретические злоучения, исповедуемые нечестивым Арием, александрийским пресвитером.

И вот, эти святые угодники Божии, чью память сегодня мы празднуем и прославляем, явили единство духа, явили твёрдость, верность Христу Спасителю, потому что большая часть участников этого Вселенского собора, это были исповедники Христовы. Многие из них претерпели многоразличные скорби, пытки и всякого рода терзания за веру Христову, многие из них находились в тюрьмах и в ссылках.

И когда равноапостольный император Константин, который и созвал этот собор, призвал этих исповедников Церкви Христовой для того, чтобы они утвердили чистоту святого Православия, то в императорский дворец, где проходил собор, пришли, в буквальном смысле, калеки, потому что многие из них были истерзаны и изранены. К примеру, святитель Осия Кордубский, ему выкололи правый глаз, за то, что он был христианином, за то, что он исповедывал неложно слово Христовой истины. И когда император увидел входящих святителей Божиих, этих исповедников, истерзанных, израненных, которые веру свою свидетельствовали в тюрьмах и в застенках, он подбегал к каждому из них и лобызал их раны, тем самым показывая особое благоговение к тому, что претерпели эти страдальцы за веру Христову.

Вот именно их память мы сегодня празднуем и их память сегодня прославляем. Иногда, особенно в наш век, век легкомысленный, век как его называют, толерантный, который пытается быть как бы хорошим для всех, поскольку мораль сегодняшнего дня понуждает человека идти на прямое лицемерие. Когда под предлогом того, чтобы не покоробить взгляды и убеждения другого человека, христианин пытается скрывать и вуалировать свои убеждения, тем самым, избегая твёрдого и несомненного исповедничества Христовой истины.

Но не так, совершенно не так поступали святые угодники Божии, которые жизнью своею свидетельствовали истинность святого Православия. Наверное, нам не хватило бы никакого времени, говорить и перечислять те дивные свидетельства, которые являли эти святые угодники Божии во время того первого собора.

А сколько их было этих защитников святого Православия в течении всей истории Церкви Христовой, не возможно и немыслимо охватить их даже своим сознанием и умом, а не то, чтобы повествовать о каждом из них в отдельности.

Можно было бы сегодня вспомнить угодника Божия, казалось никакого отношения не имеющего к Отцам I Вселенского собора, но сегодня Церковь в календарного своём ритме воспоминает память праведного Иоанна Русского, святого угодника Божьего, имя которого, для многих здесь присутствующих дорого и любимо. Этот был обыкновенный русский солдат, он жил во время Петра I. Во время одной из турецких компаний он был пленён и уведён в плен в Турцию, и там он был в рабстве.

Мне посчастливилось видеть место, где он находился в плену, сейчас это такие туристические места, именно поэтому известны многим и многим людям, но эти места, раньше называвшиеся Малой Азией, а сейчас это современная Турция. Эти земли тоже обагряны кровью святых страдальцев и мучеников за веру Христову уже в более позднее время. Так вот, Иоанн Русский, обыкновенный солдатик из под Полтавы родом, был пленён и уведен в пределы Каппадокии.

Нам эта местность известна и по величайшим именам: святителя Василия Великого, Григория Богослова и многих других святых угодников Божьих.

Так вот именно там, в пределах Каппадокии он находился в плену у одного высокопоставленного турецкого аги. От него требовали, чтобы он отрёкся от веры Христовой, его били, всячески унижали, поносили, делали всё, чтобы он отрёкся от Христа, но он был верен Господу, верен Его Церкви святой и никакие пытки, ни угрозы, ни унижения, ни ущемления, как это говорят, человеческого достоинства, не способны были отвратить его от Евангелия и верности своему Господу. Настолько он был верен Христу, что даже через свою верность Христу приобрёл особое уважение у самих турков, которые окружали его, с одной стороны, видя его необыкновенное смирение, необыкновенную покорность, а с другой стороны, непреклонность и твёрдость духа, потому что при смирении и послушании своему господину, он оставался верен Господу и Спасителю своему Иисусу Христу. Его стали уважать, к нему стали по особенному относиться, и даже слава о нем в этих людях, которые даже не знали Христа, стала распространяться, настолько, что даже его хозяин мусульманин не препятствовал ему посещать храм Божий, который находился в этой деревне.

И вот, мне посчастливилось быть в этой деревне, это аул турецкий, и там даже показывают конюшню, где жил святой Иоанн Русский, ибо никакого другого места ему не могли определить и вот там, даже до сего дня, сохранилась глиняная землянка, очень просторное, огромное место, где вырыто углубление, ниша в стене глиняной, там он и находил себе покой и отдохновение. Вот праведный Иоанн, русский солдатик, оказавшийся верным Господу, несмотря ни на какие жизненные треволнения, потрясения, скорби и невзгоды.

Или, например, мы можем коснуться для нас еще более близкой истории. Когда большевистское лихолетье обрушилось на русскую землю, тогда когда действительно реками крови была залита скорбная русская земля, многие из наших соотечественников были выброшены вон за пределы своего Отечества. А которые остались здесь, они вкусили мученический венец и страдальчество за Христа Спасителя. Те, что остались живы, несли подвиг исповедничества, они тоже были верны своему Господу, верны Церкви Христовой, и несмотря ни на какие угрозы, угрозы даже смерти самой, лишения всего, поражения во всех гражданских и человеческих правах, не способны было отвратиться от верности Господу, Его святой Церкви и святому Евангелию. Вот мы с вами, дорогие мои, имеем в эти дни особое благословение святителя Иоанна Шанхайского. Кто из вас был на службе в минувший праздник Вознесения, имели возможность приложиться к частице мощей и к поясу этого дивного угодника Божьего, который является, наверное, самым величайшим святым Русского рассеяния.

Вот сегодня случилось так, что за Богослужением с нами молился архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский Кирилл. Владыка Кирилл, управляющий этой епархией, кафедральный собор которого есть тот самый знаменитый собор иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость», который объемлет собою эту величайшую святыню – честные и многоцелебные мощи святителя Иоанна Шанхайского, сегодня разделил в Алтаре в нашем храме радость евхаристического общения.

То есть в этом, я вижу какое-то особое благословение святителя Иоанна Шанхайского, который тоже был тем исповедником и верным, носителем чистоты святого Православия в дальнем Зарубежье. И, казалось бы, наши русские люди, выброшенные волною безбожного лихолетия вне пределы своего Отечества, они могли вполне ассимилироваться с теми народами, с их общественным строем, в каковых они нашли себя, но они тоже остались верными и преданными Церкви Христовой. Они не предали свою Церковь и чистоту этого святого исповедания пронесли до сегодняшнего дня.

Все эти примеры, которые я сегодня привёл, говорят об одном, дорогие мои. Пусть они различны по внешним своим особенностям, но они едины по сути своей. То есть, святые Отцы, память которых мы сегодня празднуем и прославляем, Отцы I Вселенского собора в IV столетии, свидетельствовавшие чистоту святого Православия злоухищрениям Ария нечестивого. Святой праведный Иоанн Русский — русский солдатик в XVIII веке, находившийся в плену у турков, там же и умерший, но сохранивший верность святому Православию в чистоте евангельского учения.

Наши многочисленные соотечественники, которые были выброшены лихолетием, о которых мы только что говорили, за пределы нашего многострадального Отечества, они тоже подобны им, потому что сохранили и пронесли чистоту святого Православия сквозь все бури и все скорби и до днесь сохраняют веру Христову в своём сердце. Чтут Господа, следуют Ему и детей своих этому воспитывают и считают это самым главным и основополагающим смыслом своего человеческого существования.

И в этом смысле, мы видим особое благословение Божие к нашему приходу и ко всем нам, потому что два таких праздничных дня подряд мы имеем возможность как бы соприкасаться к святителю Иоанну Шанхайскому, о котором мы говорили и в минувший четверг, в день Вознесения Господня, и сегодня тоже, соприкасаясь памяти этого верного сына Русского Отечества, сохранившего чистоту святого Православия и многих, многих обратил к вере Христовой, посредством образа своей Христоименитой жизни. Вот это то, что сегодня мне хотелось, дорогие братья и сестры, сказать с благопожеланием того, чтобы мы, взирая на приведенные примеры дивной верности Господу, в своей жизни находили усердие, находили стремление к тому, чтобы возгревать и в своём сердце веру истинного исповедания Христова.

Чтобы никакие жизненные соблазны, невзгоды, разнообразные скорби и лишения не способны были бы нас отлучить от Христа, отлучить от любви Божьей яже во Христе Иисусе, Господе нашем, как говорит апостол Павел.

Чтобы мы были верны Господу в чистоте этого евангельского исповедания, пронеся его через всё пространство своей земной жизни и через эту верность были бы удостоены Господом нашим и Спасителем Иисусом Христом вечной радости с теми святыми угодниками Божьими, память которых Церковь празднует и прославляет. Аминь.