С воскресным днем всех вас, дорогие братья и сестры! Сегодня Православная Церковь предлагает нашему вниманию притчу Спасителя о безумном богаче (см.: Лк. 12, 16-21).

Эта притча рассказана в ответ на просьбу некого человека ко Господу помочь поделить имение. Он ответил: «Кто поставил Меня судить вас или что-то делить между вами?». И добавил: «Берегитесь любостяжания, потому что жизнь человека от него совсем не зависит» (см.: Лк. 12, 13-15).

А зачем человек хочет, чтобы ему помогли разделить имение? Ответ прост: с его точки зрения, чем больше он будет иметь, тем счастливее будет. Но Господь Своим ответом как бы говорит: а по-другому вы не пробовали? Не судиться, не рядиться, не тратить времени на то, что не может дать истинного счастья. Счастье в нас самих: если ты бодр духовно, если ты здоров и крепок физически, то ты счастлив. Счастлив именно по той простой причине, что можешь всем своим естеством Богу служить, и тот, кто это испытал, знает, какая это радость и блаженство.

А если здоровья и крепости душевной и физической нет, то сколько бы тебе ни дать денег, удовольствий, ты будешь думать только об одном: когда же я закончу пить эти таблетки, выздоровею, вернусь к нормальной жизни?

Притча о безумном богаче подводит под общий знаменатель делание очень многих из нас. Особенно важны ее последние слова. Когда богач размечтался о том, что его душа будет наконец-то без ограничений есть, пить и веселиться, так как у него много добра в закромах на многие годы, Бог сказал ему: «Безумный, в эту ночь душу твою истяжут, кому вся сия будет?». Слова эти нам надо написать, высечь на скрижалях своего сердца, в своем уме, и все свои действия соотносить с ними.

Конечно, мы не богачи, и слава Богу, но человек повернут все равно на счастье, он ищет его всю жизнь. Но Божественное Откровение, которое есть Слово Истины, утверждает, что настоящее, доставляющее радость и блаженство счастье может быть только в Боге. Достичь его можно, если ты все свои жизненные запасы естества, все, что у тебя есть, расходуешь на Бога и на ближнего, реализуя через это любовь.

Разбогатеть было давнишней мечтой богача из притчи, но поскольку большого урожая не было, он все работал да работал и эту жизнь воспринимал как страдание, и мы часто воспринимаем ее как страдание. Богач сфокусировал все на себя, на свой эгоизм, на любовь к себе, и вот эта любовь к себе проявилась именно в его оценке происходящего и того, как надо поступить. При неожиданно свалившемся на его голову богатстве он решает построить новые житницы и заставить работать это богатство только на себя. Наивно полагать, что он захотел бы поделиться своим достатком с другими.

В этом безумие человека, бессознательность действий его души – греческий термин в тексте переводится именно как «бессознательность». Потому что любой здравомыслящий человек, вращающийся в социуме, понимает даже на простых частных примерах, как велико счастье служить ближним.

Как счастлива мать, которая всю жизнь положила ради своих детей, на их воспитание и образование, не доедала, не досыпала, многим жертвовала! Но как она радуется и веселится, духовно торжествует, когда видит, что что-то получилось, что дети учатся, дети любят друг друга, родители их уважают. Разве это не счастье и не блаженство? Радость охватывает душу матери или отца, и эта радость совершенно не связана с тем, есть ли у них имение, богатство, вкусно ли они поели, хорошо ли отдохнули.

А если все вкривь и вкось в семье, то какой пищей ни корми, в какую одежду ни одевай, сколько отдыха и спокойствия ни давай, ты все равно не заснешь, потому что тебе плохо, тошно от того, что происходит.

Обращаясь в притче к безумному богачу, Господь, конечно, обращается к каждому из нас: мы не должны тратить время на пустоту. Божественная Истинная Премудрость на понятном для нас языке назвала безумием все то, к чему каждый из нас нередко устремляется. Безумие богача есть в каждом из нас: мы лелеем постоянно мечту о своем счастье, маленьком, локальном, никому не видимом, замкнутом исключительно на себя. И Господь каждому из нас говорит: «Безумный, строительство этого счастья абсолютно ничего не принесет для будущей вечной блаженной жизни. Все, что ты здесь завоюешь, отобьешь, приобретешь, разве ты возьмешь туда?».

Верующий человек знает, что жизнь здесь, на земле, это подготовка к вечности. Как мы назовем человека, который захочет на мосту, соединяющему один берег великой реки с другой, построить себе дом, и скажет: «Во что бы то ни стало я хочу жить здесь»? Мы назовем его безумным. Не там он ищет счастья. Но сегодняшнее апостольское чтение, Послание к Ефесянам, подсказывает нам, какого счастья искать, куда стремиться (см.: Еф. 2, 14-22). Апостол Павел говорит: «Христос – Мир ваш, братия». Что еще надо? Пришел Бог, дал нам все для спасения, Себя обозначил как Путь, Истину, Жизнь. Вот и должны мы заниматься, вкладываться в то, чтобы быть в этом Счастье, сраствориться с Ним.

Сегодняшняя притча о безумном богаче дает нам возможность понять, что нужно сделать, чтобы быть богачом не безумным, а быть богачом мудрым – любить Бога, любить ближнего, иными словами, спасаться.

Аминь.