Слово митрополита Звенигородского Арсения викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси в Неделю 11-ю по Пятидесятнице

Позвольте вас всех поздравить с престольным праздником – памятью святых мучеников Адриана и Наталии.  Каждый раз, когда Церковь прославляет святых мучеников, как сегодня, как память Пантелеимона, врача безмездного, или великомученика Георгия, да и новомучеников и исповедников Церкви Русской, мы прежде всего устремляемся мысленным взором к тем временам, которые были как в начале истории христианства в Римской империи, так и ещё в недавней истории нашего Отечества, когда брань врат адовых была направлена против Церкви, и когда все их силы были брошены на то, чтобы слово Божие в этом мире заглохло, умолкло, исчезло. Но каждый раз, как в древние времена, так и в нашей недавней истории, подтверждаются слова нашего Господа и Спасителя – «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). И тем более, и в древние времена, и для нас с вами, важен пример святых мучеников.

Для первых христиан они, мученики, вообще были первыми святыми, которые стали почитаться в Церкви, дни памяти которых стали первыми праздничными днями годового церковного круга (не траурными, а именно праздничными днями), в память о которых на их гробницах совершалась литургия, праздничное богослужение. И следствием этой древней традиции, ее присутствием и сейчас в нашей церковной жизни является тот факт, что в престоле каждого православного храма находится частица мощей святых мучеников, подтверждая тем самым правоту высказывания древнего учителя и богослова Тертуллиана: «Кровь мучеников – семя Церкви». Славянское или русское слово «мученик» — это перевод греческого слова «мартис», что значит «свидетель». И да, в нашем языке как бы подчеркивается аспект страданий за Христа, именно их страдание за Христа и называлось свидетельством в Древней Церкви. О чем идет речь, о каком свидетельстве? Прежде всего о том, что Господь Иисус Христос сказал ученикам перед своим вознесением: «Когда на вас сойдёт святой дух, вы получите силу и будете моими свидетелями в Иерусалиме, во всей Иудее и Самарии и по всей земле» (Деян. 1:8). Эти слова, по всей видимости, относятся не только к апостолам, а шире – ко всем христианам.

Ответ на вопрос о том, что же это за свидетельство, мы находимся в сегодняшнем чтение из послания к римлянам апостола Павла, которое мы слышали на литургии, где апостол говорит, что мы все преодолеваем силою возлюбившего нас Христа. Я уверен, что ни высота, ни глубина, ни настоящее, ни будущее, ни ангелы, ни силы, никакая тварь – творение, не сможет разлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе Господе нашем. И вот пример святых мучеников, как Адриан и Наталия, которые в самом начале четвертого столетия, когда гонения уже подходили к своему концу, засвидетельствовали кровью свою верность Христу. И пример многих и многих святых мучеников древности был именно тем важен для Церкви, что это была самая убедительная проповедь победы Христовой над смертью. Убедительнее всяких слов, громких и вереречивых. Эти святые страдальцы своим примером показывали бессилие смерти в разлучении нас со Христом. Они принимали кончину с побеждающей уверенностью, что они не столько умирают, сколько переходят в жизнь вечную со Христом, победителем смерти.

И это спокойная и светлая уверенность, и молитва за врагов делала судей и палачей часто христианами, как это случилось и с Адрианом. А еще более того, справедливо говорить о том, что свидетельство – это призвание всей жизни каждого христианина, не только лишь конца этой жизни в эпоху гонений. Милостью Божией мы не живем во времена гонений, но быть свидетелями Христовыми – в этом предназначение каждого христианина. И мы можем свидетельствовать о нем, как свидетельствовали первые христиане не только во времена гонений, а каждый день своей жизни добрыми делами. Задумывались ли мы когда-нибудь о том, почему христианство восторжествовало в Римской империи, империи-гонительницы, в империи языческой, не просто языческой, но в которой сама принадлежность к христианству каралась смертью.

И вот приходит император Константин, и в четвертом столетии Римская империя становится христианской, проводятся Вселенские соборы, утверждается вера православная, и из этой же Восточной Римской империи некогда и Русь в будущем святая, принимает веру. Но почему тогда, на рубеже III-IV веков, такая перемена была возможна?

Не только потому, что промыслом Божиим был явлен раноапостольный император, а потому что христиане сами подготовили эту перемену в мире своей святой жизнью и своим спокойным светлым отношением к смерти, но и каждым днем своей жизни, когда они подавали пример не только друг другу, братьям и сестрам, но и язычникам, заботясь о больных, погребая бедняков и странников, самотверженно служа ближним не только христианам, но и даже язычникам времен эпидемий, раскрывая свои запасы, щедро раздавая милостыню, ухаживая за больными, часто жертвуя собственной жизнью.

Вот этими большими и малыми делами милосердия и, конечно же, свидетельством, как мучающимся за Христа, с молитвой за врагов, с любовью к гонителям христианство и получило новый шанс, новую историю, новые возможности для миссии. Язычники, гонители Христа распятого, вчерашние, преследователи веры и в лице императора Константина, в лице его современников и преемников, сами склоняются перед распятым и воскресшим Господом, которого некогда гнали. Вся их победа, победившая мир, вспоминаем слова апостола Иоанна Богослова — «вера наша». А вера, это не просто интеллектуальное убеждение, это наша жизнь, это наши добрые дела, наша жизнь по вере, жизнь по заповедям. Все заповеди Христовы можно свести к одному – люби Бога и люби ближних.

Вот это свидетельство, которое в силах осуществить каждому из нас в своей жизни, по отношению к каждому человеку, который рядом с нами — и в семье, и в храме, и на службе, и на работе, по отношению к каждому человеку, которого Господь посылает на встречу нам каждый день. Мы можем явить красоту нашей веры в добре, милосердии, любви, прощении, сострадании. И это будет тоже не менее громким, убедительным свидетельством, чем свидетельство древних мучеников. А именно в этом ведь предназначение нас с вами и Церкви в целом. Быть такой солью земли, светом для мира, закваской, которая призвана изменять не только наши души, но и мир вокруг нас, жизнь людей, которые ждут этого, ждут откровения о Боге, о любви, о милосердии, о сострадании, часто неосознанно. Но душа человеческая, по природе христианская, всегда отзывается на добро, на любовь, на милосердие. Будем об этом помнить всегда и жить так, как учит нас Господь наш Иисус Христос – Победитель смерти, Тот, Кто дарует нам жизнь вечную в Царстве любви и истины. Аминь

8 сентября 2024,
Храм святых мучеников Адриана и Наталии в Бабушкине города Москвы