Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Дорогие Братья и Сестры!

Сегодня, в воскресный день после Великого Двунадесятого праздника Воздвижения Креста Господня, для нашего спасения и назидания Святая Церковь устами евангелиста Матфея представила нам притчу Господа нашего Иисуса Христа о званных на брачный пир. Что значит облечься в светлые, чистые, брачные, небесные одежды? Как сохранить веру в современном мире? Как всегда слышать и отзываться на голос Божий призывающий нас в своей жизни и на обращения людей о помощи? Как сделать так, чтобы в мыслях, делах и поступках не обманывать Бога и всегда быть Ему верным? На все эти вопросы отвечает нам сегодняшняя притча.
Святые отцы на протяжении всего существования Православной Церкви неустанно повторяют, что в организации духовной жизни христианина необходимо сразу вначале пути правильно расставить духовные приоритеты и ориентиры, найти Евангельский путь, а затем уже идти им, никуда не сворачивая. Если христианин изначально идет не тем путем, допускает, как сейчас говорят, системные ошибки в духовной жизни, изначально устанавливает неправильные духовные ориентиры, то ко спасению души ему прийти будет невозможно или же потребуется особое вмешательство Благодати Божией по молитвам всей Церкви.
Как раз в сегодняшней Притче о званных на брачный пир указывается на две основные христианские добродетели: это добродетель Любви к ближнему и добродетель Чистоты и Целомудрия – основные указатели правильного пути.
В сегодняшней Притче говорится, что царь, организовывает богатый брачный пир для своего единственного сына. Он посылает рабов своих звать гостей на брачный пир, но они, как сговорившись, поочередно отказываются от приглашения царя. Один говорит, что купил землю, другой купил животных, третий женился, и поэтому не могут прийти на свадьбу и разделить радость ближнего, а вернее, просто не хотят. (Мф. 22, 1-14).
На эту часть Евангельской притчи святые отцы обращают наше особое внимание. Почему так происходит? Такое важное событие в жизни ближнего, тем более царя, но все, на кого рассчитывали, кто по статусу и родственным связям должен был присутствовать – отказываются! А самое главное – отказ озвучивается накануне Брака, когда уже все подготовлено, и невозможно что-либо переделать. Это настоящее предательство!!!
Но посмотрим на нашу жизнь. Не происходило ли такого и с нами? Не обращались ли к нам люди за помощью? Не просили ли о поддержке, молитве, об участии, о присутствии? Не приглашали ли нас на свой Праздник, свое Торжество: юбилей, День рождения, на брак, на годовщину свадьбы, на свадьбу детей, на похороны? Не звал ли нас Господь через движение нашего сердца прийти в воскресенье на службу, прийти в будний день в храм на Литургию в особо памятный для нас и нашего ближнего день, встать пораньше, подготовиться к Причастию? Как часто мы заглушали эти Божии призывы?.. А как необходима была порою наша помощь, реакция, поддержка, наш молитвенный труд! Господь в другом месте Евангелия говорит, что оказавший помощь нуждающемуся, оказывает ее Ему самому (Мф. 25, 37-40)! Вот насколько это высоко! А тут просто отказ! В связи с этим мы всегда должны помнить, что за обращениями и приглашениями к нам со стороны других людей всегда стоит Сам Господь Иисус Христос! Он стучит в закрытые двери нашего сердца, и потому нужно всегда находить силы и мотивацию встать и открыть Ему двери, выполнить то, о чем нас просят, пойти, куда приглашают, понудить себя на милосердие и любовь к ближнему.
Попробуем разобраться с духовной точки зрения, что же на самом деле произошло в евангельской притче и почему в сердце православного христианина иногда наступает нечувствие, забвение, ослепление, грубость, отвержение, как говорят святые отцы – окамененное нечувствие?
Блаженный Феофилакт Болгарский так объясняет этот внутренний диссонанс, процесс отвержения человеком Бога, Его приглашения и Его участия в жизни. «Бог творит брачный пир для Сына Своего, сочетавая Его со всякой благообразной душой. Жених — Христос; Невестой же является и Церковь, и всякая душа. Те, кто отказался от призыва:
одни ушли на поле свое, то есть уклонились к плотоугодной, сластолюбивой и роскошной жизни, ибо у каждого поле – это его тело;
другие удалились на торговлю свою, то есть уклонились к любостяжательной и корыстолюбивой жизни».
Таким образом, данная притча показывает, что человек порой теряет веру в Бога и добровольно отказывается от участия в духовном брачном пире из-за служения в своей жизни этим двум страстям:
по причине сластолюбия, служения своим плотским страстям;
из-за страсти любостяжания – т.е. неправильного, нечестного приобретения.
В связи с этим будем хранить себя в ежедневной духовной жизни от этих двух страстей, чтобы не потерять свою веру и духовные ориентиры и идти верным евангельским путем спасения. И всегда, когда можем, и особенно, когда возникают трудности, будем откликаться на приглашения не только близких, но даже и посторонних людей, чтобы вместе с ними порадоваться и пострадать, когда это им необходимо, во имя Господа Иисуса Христа.
Во второй и заключительной части евангельской притчи о Званных на брачный пир повествуется, что после отказа званых гостей царь посылает своих слуг позвать всех, кого найдут на перекрестках дорог и злых, и добрых, но только, чтобы брачный пир наполнился гостями. Царь, увидев человека одетого не в брачную (светлую) одежду, говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда царь сказал: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму кромешную; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных. (Мф. 22, 8 — 14).
Итак, царь получает отказ. Свадьба под угрозой срыва. Что же делать? В считанные часы невозможно найти замену приглашенным среди людей подобного им статуса! И тогда царь принимает воистину богооткровенное решение. Он призывает всех, кто может откликнуться, кто согласится разделить его радость и восполнить места отказавшихся. Так и происходит. Все места заполняются. Помещение праздничной вечери уже полнится радостными пожеланиями, смехом, веселием. И только один человек ничего не ест, не пьет, не радуется, не веселиться, не желает молодым счастья. Он даже не одел соответствующую праздничную, светлую одежду для участия в торжестве. Говоря современными словами, он пришел на свадьбу в повседневной рабочей одежде. Царь, устроитель пира, говорит ему: «Как ты сюда попал в таком непотребном виде? Ведь перед входом всем выдавали соответствующую событию брачную, светлую одежду, ее нужно было только надеть! Почему ты этого не сделал?» А в ответ этот человек только промолчал – не захотел даже покаяться, попросить прощения, то есть проявил наивысшее неуважение. И тогда его отлучили от участия в брачном торжестве из-за нежелания соответствовать праздничному событию.
Господь заканчивает данную Притчу грозными словами: «Ибо много званых, а мало избранных». (Мф. 22, 14).
В этой части Евангельской притчи о званных на брачный пир указывается самое главное, что ни в коем случае нельзя сознательно допускать в духовной жизни, в выстраивании своих отношений с Богом, а именно обмана, двоедушия и лукавства. А обманывает человек Бога, как недостойный евангельский гость, не одетый в брачную одежду, когда, к примеру, принимает Святое Крещение, может быть, даже регулярно Исповедуется и Причащается Святых Христовых Таин, то есть принимает приглашение к участию в небесном брачном торжестве, но не желает после Крещения или Причастия совершенно и полностью исправить свою жизнь, медлит решительно порвать всякую связь с вредными, повседневными, гнусными, смрадными греховными привычками, ленится проводить внимательную духовную жизнь. Когда не предпринимает ежедневных усилий по стяжанию основных христианских добродетелей: смирения, кротости, незлобия, любви к ближнему, чистоты и целомудрия, то есть в целом не желает облечься в небесную, брачную, светлую одежду.
Все мы: и достойные, и недостойные, и богатые, и бедные, и образованные, и неученые, и хорошие, и плохие – призываемся к участию в Небесном брачном пире Божественного Жениха. Будем же достойны этого зова. Последуем за Господом, как Его апостолы, которые оставляли все, что было им дорого, и шли за Ним, не оборачиваясь назад. И если мы чувствуем, что забыли облечься в брачные одежды, не будем молчать, но скажем в сердце: «Господи, прости меня за малодушие, нерешительность и лукавство». И Господь простит.
Дорогие Братья и Сестры!
Будем помнить, что из-за служения плотским страстям, чрезмерной зависимости от комфорта и заботой о неправильном приобретении земных благ, христианин лишается веры, перестает слушать и слышать голос Божий – голос совести. Чтобы мы во всей полноте воспринимали все обещанные Дары Святаго Духа в нашей жизни, то есть были не только призванными на небесный брачный пир, но и полностью соответствовали святости всего совершаемого и происходящего в Храме, нужно иметь твердую решимость исправить свою жизнь. Будем помнить, что самое главное в нашей духовной жизни – не обманывать ни Бога, ни людей. Не кривить душой. Не самоопрадывать себя даже за самый незначительный, с нашей точки зрения грех. Будем приступать к таинствам Исповеди и Причастия без оправдания, как в последний раз. Каяться от всего сердца. И тогда по молитвам святых угодников Божиих и Пресвятой Богородицы, силой Честнаго и Животворящего Креста Господь Сам нам вручит истинную брачную, небесную, светлую одежду – одежду христианских добродетелей и целомудрия, и Сам введет нас в Свои Небесные Чертоги на окончательный и вечный брачный пир. Аминь.

Проповедь клирика храма иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной
Роще г. Москвы протоиерея Кирилла Шевцова
за Божественной Литургией
29 сентября 2024 года (Неделя 14-я по Пятидесятнице, Неделя по Воздвижении, Свт.
Киприана, митр. Киевского и Московского, Свт. Фотия, митр. Киевского и Московского,
Мц. Людмилы, княгини Чешской.