Слово митрополита Звенигородского Арсения, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, в Неделю 16-ю по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Ни одна заповедь Спасителя, ни одно Его слово не вызывало столько недоумений, вопросов и даже нареканий, как заповедь о любви к врагам. Сегодня на литургии прозвучал отрывок Евангелия от Луки, где рассказывается об этой заповеди. Она поистине является крестом для каждого человеческого сердца, в том числе для того, которое искренне старается жить по словам Спасителя.

В этом Евангелии звучит много параллелей с Нагорной проповедью. Но это и не удивительно, ведь в разное время и в разные периоды Спаситель говорил людям в общем об одном: о любви, о Царствии Божием, о прощении, о милости. Неудивительно и то, что многие притчи похожи, а наставления и заповеди – созвучны.

«И ка́к хотите, чтобы с вами поступали люди, та́к и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то́ же делают. И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы люби́те врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6:31-36).

Этот евангельский отрывок открывается универсальным высказыванием, которое носит название золотого правила. В разных религиозных и этических системах Востока и Запада это выражение известно, и даже иудейские мудрецы учили подобному. Правда, они говорили несколько иначе: не делай другому того, чего себе не желаешь. Но только в словах Спасителя эта заповедь, эта максима обретает своё активное звучание: делать добро. Несложно понудить себя не делать зла, но Спаситель даёт более серьёзное наставление: как хотите, чтобы с вами поступали, так и поступайте с другими (см. Лк. 6:31). То есть, христианская нравственность – позитивная, аактивная. Недостаточно просто не делать зла: нужно делать добро, независимо от своего желания находить поводы. Тем более, что жизнь сама каждодневно предлагает нам множество поводов, чтобы исполнить эту заповедь о любви к ближнему.

Другое отличие христианской нравственности от всего иного, к чему возвысилось человечество, заключается ещё в том, чтобы делать добро бескорыстно. Как сказано в Евангелии от Матфея, если «кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф. 5:41-42). Христианская мораль не только позитивна, но и бескорыстна: она не рассматривает благо отдельного конкретного человека, но всегда обращена к благу ближнего. И более того, она ориентируется, питается и основывается не просто на словах Спасителя, а именно на том отношении, которое проявляет к нашему миру Сам Господь. Поэтому и становится возможным этот призыв о любви не только к ближнему как приятелю, но и к врагу.

В другой известной евангельской притче о милосердном самарянине Спаситель дает понять, что у истинного христианина не должно быть врагов. Конечно, наша жизнь непроста, порой печальна, человеческие отношения подчас оказываются проникнуты грехом – это всё следствие грехопадения. Хотим мы того или нет, некоторые люди могут относиться к нам как к врагам. Дело же христианина – не отвечать им тем же. И заповедь о любви как раз подразумевает, что мы в своей духовной жизни, в возрастании во Христе должны вырасти из границ естественных привязанностей. Там, где говорится о любви, как в этой заповеди, так и в других местах Нового Завета, имеется в виду не любовь между друзьями или близкими, – подразумевается высшая степень любви, то, что по-гречески называется «агапэ». Любовь, которой Сам Господь любит Своё творение, ради которой Он сотворил мир и явился в этом во мире ради его спасения.

«Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6:36). «Будьте совершенны – как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). Господь, Спаситель наш призывает нас вырасти из естественных представлений, уже возвышенных, о нравственности на ещё более высокий уровень и уподобиться Отцу. Быть условно хорошим человеком достаточно просто: это не требует особых усилий – сказать о себе, что я не хуже соседей, друзей, что поступаю как и все, и я приличный человек, не преступник… Но этом ещё нет христианства: оно заключается в следовании словам Спасителя, а Он призывает нас к любви. Поэтому если мы оказываемся способными копить ненависть, непрощение, проявлять жестокосердие к людям, считать кого-то личными врагами и злорадствовать – мы ещё очень далеки от подлинного христианства. Если мы желаем зла кому бы то ни было и думаем, что мы при этом подлинные христиане – мы глубоко заблуждаемся.

Как же полюбить врагов, возможно ли это? К чему нас призывает Спаситель? Прежде всего, конечно, надо понимать, что любовью Господа мы ни самих себя, ни своих близких любить никогда не сможем, что уж говорить о врагах. Но есть ещё один важный момент, помогающий нам понять заповедь о любви. В Новозаветных писаниях, как и в писаниях ранних отцов Церкви часто, когда говорится о любви, имеются в виду именно конкретные дела, соответствующие этой евангельской максиме об активной участии христиан в делах милосердия, об их жизни согласно их вере. Это не какие-то запредельно сильные эмоции, лишающие сна и рассудка, – это дела, которые мы можем совершать ежедневно. И даже если пока мы неспособны проявить искреннюю любовь к тому, кто нас обидел, или кто просто является по действиям и отношению к нам врагом – мы всегда можем начать с молитвы за этого человека. Это ведь не требует больших усилий, и в то же время молитва способна изменить наше сердце, изменить и человеческие отношения, и вообще многое в нашей жизни. Существует множество примеров, когда молитва меняет человека к лучшему и помогает исправить ситуацию и наладить отношения. Второе – отказ от какого-либо проявления мщения и даже дурных слов. И это начальная ступень – не делай другим того, чего не желаешь себе. И уже затем, по мере развития духовной жизни, следует идти дальше: как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.

Да, это нелегко. Это можно назвать нашим крестом, но крест наш – это следование за Спасителем, а лучше и выше ничего быть не может. Спаситель Своим Крестом побеждает не только всю злобу и весь грех, но и саму смерть и самый ад. Поэтому мы знаем, что хотя этот путь и труден, и тернист, в конце его – свет Воскресения. И лучшего пути мы в этом мире не найдём. Будем следовать за Христом, будем стараться жить так, как Он учит, стараться быть подлинными христианами – на деле, а не на словах. Чтобы впитать в себя хотя бы частицу Его Божественной любви, и согревать и освещать ею свою жизнь и всех, кто нас окружает, ближних и дальних. Аминь.

13 октября 2024 года,
Храм святителя Макария (Невского), митрополита Московского и Коломенского, Патриаршего подворья в Бутырском города Москвы