Слово митрополита Звенигородского Арсения, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, в день Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Мы отмечаем память Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, согласно определению Архиерейского собора, в ближайшее воскресение к памяти священномученика Владимира (Богоявленского), митрополита Киевского. Он первым из иерархов в самом начале 1918 года своей кровью засвидетельствовал верность Христу. Именно его мученическая смерть ознаменовала начало совершенно новой эпохи в жизни Русской Церкви – небывалой по масштабу и размаху гонений, беспрецедентной даже для мировой истории христианства.

Наших святых соотечественников, пострадавших за веру в прошлом столетии, мы называем новомучениками. То есть, «новыми мучениками» относительно мучеников древних времён, которые, по сути, стали первыми святыми нашей Церкви. В самом начале своего пути, во II-III веках, христианство было под запретом в Римской империи. Когда апостолы несли слово Божие по разным городам империи и за её пределы, они, конечно, помнили слова Спасителя: «Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15:20), а также «будете Мне свидетелями <…> даже до края земли» (Деян. 1:8). И важно, что «свидетель» – это буквальный перевод греческого «мартис» (μάρτυς). Этим словом Церковь определяет мучеников, но дословно это будет именно свидетель – свидетель победы Христовой. Более того, мученичество в древности и называлось свидетельством.

Это свидетельство правоты слов апостола Павла из послания к Римлянам, которые мы слышали сегодня на Литургии: «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:38-39). И в этих словах отражена вся суть отношения Бога к нам и нашего единства с Богом во Христе. Бог возлюбил мир так, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (см. Ин. 3:16). Господь сделал и делает всё для нашего спасения. И человек, который искренне стремится ко спасению, безусловно, не будет отвергнут Богом, и ничто не способно разлучить такого человека от Христа. Мученики были зримыми свидетелями правоты этих слов, как и того, что во Христе жизнь торжествует над смертью. В тайне их подвига Церковь увидела сопричастие Христу в Пасхальной тайне: они не умирают, но переходят в жизнь вечную. И это были действительно первые святые в Церкви. Ведь с почитания мучеников началось почитание всех святых последующих поколений – святителей, преподобных, праведных, юродивых Христа ради.

И вот мы говорим о новомучениках и исповедниках Церкви Русской. Господь Своим неизреченным промыслом судил нашему народу пройти сквозь горнило суровых испытаний в XX столетии. Разразившаяся в 1917 году революция стала настоящей катастрофой для нашего Отечества, для нашей истории и культуры. Можно сказать, что возникло совершенно новое государство, в котором не было места ни вере, ни самой нашей истории и культуре, ни духовным традициям. Поначалу ведь выжигалось всё… И более всего поражает даже не то, что новомученики и исповедники Русской Церкви составляют самый многочисленный мученический сонм за всю историю христианства. Самое главное и поразительное отличие в другом. Почти всегда – в Древнем Риме, в Османской империи, в каких-нибудь африканских или азиатских странах – христиане принимали смерть от иноверцев, язычников.

Но разве какая орда или какой иноверный правитель поработили наше Отечество в прошлом столетии? Нет, катастрофа произошла в умах и сердцах русских людей, крещёных и православных по своей внешней принадлежности Церкви и общей культуре. Они взяли в руки оружие и пошли войной брат на брата, пошли разрушать собственные храмы и святыни, принялись расстреливать не только священников и монахов, но и уничтожать целые классы дореволюционного общества. Историки до сих пор не дали однозначного и ясного ответа, и мы, современные православные христиане, до сих пор задаёмся и будем задаваться вопросом, как такое могло произойти.

Память Собора новомучеников и исповедников, конечно, праздник нашей Церкви, и наши новомученики и исповедники – наши слава, украшение и похвала. Но празднество это не только торжествующее, но и скорбное и покаянное. В первую очередь, и память об этом мы всегда должны хранить, эта история происходила с нашими дедами и прадедами. И сегодня к совести каждого из нас вопрос обращен вопрос: чьи мы наследники? Наследники ли мы новомучеников и исповедников Церкви Русской? Или же мы наследники тех, кто восстал на Бога и собственную историю, обагрил руки кровью своих братьев?

Наши новомученики и исповедники дороги для нас тем, что они являются нашими молитвенниками и ходатаями. Верим, что благодаря именно их подвигам и их молитвам вера, несмотря ни на что, сохранилась в нашем Отечестве. И спустя время, когда безумные правители остались далеко в прошлом, Церковь продолжает жить и нести свою миссию. И снова исполняются, как всегда исполнялись в истории, слова Господа Иисуса Христа: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (см. Мф. 16:18).

Не будем забывать, впрочем, что новомученики – не только наши молитвенники и ходатаи, но и наставники. Для нас они ещё и наши не столь далёкие предки по крови и по вере. Постараемся же от них научиться их вере, их преданности Богу и Церкви, их любви к Богу и ближнему. Конечно, мы живём не в столь экстремальных условиях, как они, но ведь наша вера и верность Христу испытывается и укрепляется ежедневно, в нашей повседневной, обыденной христианской жизни. А верный в малом – верен, по слову Спасителя, и во многом. И поэтому в малых делах, в повседневности, в отношении к каждому человеку, которого Господь посылает нам, будем верными Христу и Его слову. И будем помнить всегда, что слово Его – не слово ненависти, а слово любви, милосердия и прощения. Аминь.

9 февраля 2025 года,

Храм в честь Иверской иконы Божией Матери Патриаршего подворья — храма Собора новомучеников и исповедников Российских в Бабушкине города Москвы