Всех вас, дорогие братья и сестры, с воскресным днем, с Неделей Всех святых, в земле Русской просиявших!
Это празднование изначально было установлено в XVI веке при митрополите Макарии. Затем было забыто и снова возобновлено отцами поместного собора 1917-1918 годов: когда грянул гром, Русская православная Церковь обратилась ко всем своим заступникам.
В молитве, которую мы сейчас прочитали, есть важная мысль о том, что все святые мужеством, подвигом, по́том, кровью, терпением и мучением входили в Царство Божие. Нет ни одного исключения: каждый святой Русской земли входил во спасение и святость через страдания. В этом смысле справедлива поговорка: Святых на Руси только знай выноси. Правда, один поэт добавил: «В этом высшая мера – скоси, схорони».
Когда мы молимся нашим святым угодникам Божиим в светлых, теплых, красивых храмах, нас пронизывает чувство благодарности им за их молитвенный подвиг, за их предстояние пред Господом, за их общую молитву за Русскую Православную Церковь, которая, практически сойдя на нет, воскресла для того, чтобы дать жизнь во спасение миллионам верующих людей, к числу которых относимся и мы с вами. Но и на нас возлагается серьезная ответственность.
Для святых угодников Божиих, а среди них были преподобные, юродивые, блаженные, святители, мученики, настолько был реален духовный мир и благость Божия, они видели их глазами веры, что бесстрашно шли на мучения, самовольно шли на распятие, на свои голгофы. Это все равно что хорошо видящего, здравомыслящего человека поставить перед солнцем и заставить его признать, что солнца нет, а то, что оно совершает в мире, отвратительно. Когда святых заставляли отречься от благости Божией, от реальности существования Царства Божия, они попирали все это и входили в вечный покой через страдания и мучения.
Эта трогательная забота о своей вере сопрягалась со знанием святых о том, что́ будет человеку от Господа, если он этой верой пренебрежет и ее потеряет. В Ветхом Завете, в книге Второзакония, в 28-ой главе есть очень страшные слова, которые пророк Моисей обещает к народу Божию, если он оставит веру в Единого Истинного Бога, если он пренебрежет ей (см.: Втор. 28, 15-53). Там описаны дни отмщения, которые последуют за оставление веры. И справедливости ради можно заметить, что, когда русский народ оставлял веру, пренебрегал верой, когда он ставил ее в разряд обычных вещей, дни отмщения наступали и были страшны, подобны тому, что предрекает пророк Моисей израильскому народу.
Для нас, верующих в Господа Иисуса Христа людей, которые носят имя Русского Православия, такие дни, как сегодняшний, являются знаменательными в первую очередь потому, что это дни сверки часов, это дни, которые каждому из нас напоминают о величайшей святыне, находящейся в наших руках, которой мы располагаем, но часто, к сожалению, бездумно распоряжаемся или просто забываем о ней.
Хочется пожелать, чтобы то русское православие, чадами которого мы с вами являемся, было хранимо нами как бесценное сокровище, как самая величайшая святыня, которую мы имеем, как драгоценность, которая была куплена кровью для каждого из нас святыми русской земли, которых мы прославляем. Самое страшное для верующего человека – это стать простым обывателем и низвести в разряд обычных, обыденных вещей свое православие.
В житии святителя Филарета Киевского (Амфитеаторова) был интересный случай. Будучи владыкой Киевским, он объезжал близлежащие приходы и однажды поехал на один из них, зная, что там подвизается один блаженный. Понятно, что жизнь владыки была очень загружена делами, практически не было времени на то, чтобы нормально совершить молитвенное правило. В дороге, во время поездки в карете, он читал положенное правило ко Святому Причастию. Когда владыка приехал, его все встречали, а блаженный сидел на дереве. Святитель Филарет обратился к нему с вопросом, что он там делает. А блаженный ответил: «Правило дочитываю», – таким образом обличая святителя в неправоте, хотя у того была тысяча поводов для извинения. Блаженный показал истинное отношение верующего человека к той сокровищнице, которую вверяет ему в руки Православная Церковь.
Хочется пожелать, чтобы каждый из нас имел страх Божий, трепетно относился ко всему тому, что мы с вами должны делать и делаем, чтобы не было ни в коем случае произношения Имени Божия всуе, скороговоркой, чтобы никогда никто нас не упрекнул в том, что мы кого-то помянули лихом. Если будет такое расположение, то обязательно помилует нас Господь и сопричтет к сонму всех тех, кого мы сегодня прославляем. Не в том смысле, что сделает нас перед глазами других людей святыми, а в том смысле, что даст нам вкусить тот вечный блаженный покой, в котором все святые пребывают и к которому стремится каждый из нас.
Аминь.
Проповедь протоиерея Георгия Климова,
произнесенная в храме иконы Божией Матери
«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,
в Неделю 2-ю по Пятидесятнице.
22.06.2025