С воскресным днем всех вас, дорогие братья и сестры!

В начале Рождественского поста Святая Церковь нередко предлагает нашему вниманию притчу из Евангелия от Луки о безумном богаче (см.: Лк. 12, 20-21). Она короткая, но содержит стратегический смысл.

Согласно притче, одному человеку уродилась нива, столько было нового урожая, что он, сам в себе размышляя, решил сломать старые житницы, построить новые, положить туда все зерно и сказать себе: «Душа, ешь, пей, веселись, предлежит тебе много добра на многое время». Но вдруг ему явился Бог и сказал: «Безумный, душу твою истяжут в эту ночь, кому все это достанется?». И заканчивается притча словами: «Так бывает с каждым, кто богатеет в себя, а не в Бога».

Казалось бы, все понятно и просто, комментарии излишни. Но кое-какие акценты можно расставить. Богач не собрал еще урожай, не сломал еще старую житницу, не построил новую. Он только так подумал сделать. Однако Бог даже за это называет его безумным.

Какое безумие перед лицом Божиим и перед собой совершает этот человек? В чем оно заключается?

В Четвероевангелии есть примеры таких безумств, например притча о мудром и безумном строителях (см.: Мф. 7, 24-27). В ней утверждается, что безумие последнего заключалось в том, что он дом построил не на камне, а на песке. Пример безумия можно найти и в притче о десяти девах, пяти мудрых и пяти юродивых, то есть безумных, которые, взяв с собою лампады, не взяли елей (см.: Мф. 25, 1-13). В обоих случаях безумием является пренебрежение очевидным вещами!

Можно проследить по Евангелиям и тех, кого Христос называет мудрыми. Это, например, благоразумный домоуправитель, который, почувствовав, что ему вскоре будет плохо, начал списывать должникам долги, надеясь на взаимную помощь от должников. Господь, приводя в пример поступок домоуправителя, говорит всем нам: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы, когда вы обнищаете, они смогли вас принять в вечные кровы» (см.: Лк. 16, 1-9). Богатством неправедным Господь называет все то, что Бог дает человеку для жизни. Оно, соответственно, Богу и принадлежит, но человек, присваивая его себе, обращает его в богатство неправедное. Христос призывает человека в деле спасения использовать принцип действия мудрого домоуправителя: чтобы многое получить, нужно сначала многое отдать.

Еще Господь восторгается подвигом бедной вдовицы: в то время как богатые люди щедро жертвовали в сокровищницу Иерусалимского храма, она положила всего две лепты (см.: Лк. 21, 1-4). Господь прославляет ее и говорит апостолам, что она больше всех положила, потому что все клали от избытка своего, а она положила все, что имела, все пропитание свое. Блаженный Феофилакт, рассуждая об этом случае, говорит, в чем заключается настоящая милостыня: она не в том, сколько отдал, а сколько себе оставил. Свою мудрость вдовица реализовала через жертвенную, деятельную любовь к Богу.

Именно в вышеозначенных контекстах Господь называет богача безумным. Будучи человеком зрелым и окруженным другими людьми, разве он не знал, что люди рано или поздно умирают? Разве он не улавливал важный момент, что вне зависимости от богатства человек способен в любой момент, например, заболеть страшной непредвиденной болезнью и ничто ему не поможет? Конечно, знал.

Тогда почему он пренебрег этим знанием и, понимая, что ему нужно готовиться к вечности, сказал себе: ешь, душа, пей, веселись, предлежит тебе много добра на многое время? Не являются ли эти слова вызовом Богу, попыткой противостоять Ему?

Вспомним еще одну притчу из Евангелия от Луки о мудром или немудром царе в зависимости от того, как он поступит (см.: Лк. 14, 31-32). Когда на царя идет войско, то, прежде чем выступать против, он должен хорошо подумать, есть ли у него возможность победить. Если на него идет двадцатитысячное войско, а у него всего десять тысяч, вряд ли он сможет ему противостоять.

В каком-то смысле против каждого из нас идет Божия воля, она неминуема, неотвратима, рано или поздно она подойдет вплотную к нам. Согласно словам Христа, царь будет безумным, если пойдет против, лучше ему сесть и рассудить, а потом договориться с тем, кто идет, о мире. Его мудрость будет заключаться именно в этом договоре.

Безумие человека заключается в том, что он отказывается договариваться с Божественной волей, он не пытается свою волю согласовать с Божественной, которую никто из нас отменить не может. Удел у всего человечества один: миллиарды людей это делали до нас и после нас это сделают, и мы это сделаем, рано или поздно. Так, безумием будет сказать, что я не умру, я сделаю это в силу того, что у меня будет много добра на многое время. Мудростью будет сказать: да, Господи, я хочу, чтобы смерть стала для меня входом в блаженную вечность, и я всеми силами буду стараться исполнить то, что Ты для этого меня просишь сделать.

Если я, получая от Бога в изобилии дары, неважно, материальные или нематериальные, скажу в себе, что это Божие и дано мне для того, чтобы правильно ими распорядиться, это будет мудростью. Если бы богач подумал так, то ничего плохого не произошло бы с ним, Господь бы его прославил. Богач ведь мог сказать: как много людей я могу накормить, как много людей я могу обрадовать, питая их и грея! А посмотрев в их глаза, я согрею и свое сердце, потому что радость этих людей будет неизреченной и для меня самого! Каждый из нас знает, как это бывает, когда ты человеку поможешь и человек искренне тебя благодарит или стесняется это сделать, но ты все равно видишь его радость.

В начале Рождественского поста Церковь через притчу о безумном богаче делает неимоверно мощный акцент на необходимости творения дел милосердия, которые должны стать неотъемлемой частью мироощущения верующего человека. Если этого не сделать, человек не сможет принять Дар спасения, который есть в первую очередь Дар милосердия. Подобное познается подобным, как говорили древние, а это значит, что этот Дар можно принять только милующим сердцем, которое да поможет всем нам стяжать Господь Своею благодатию и человеколюбием.
Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,
произнесенная в храме иконы Божией Матери
«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,
в Неделю 25-ю по Пятидесятнице.
30.11.2025