Проповедь протоиерея Георгия Гуторова на Прощеное воскресение 22 февраля 2015 г.

Нет ничего более невозможного для спасения человека, нежели быть непослушным. В каком бы мы масштабе не говорили об этой добродетели, мы всегда видим, что человек, который преступает послушание, если это говорится о человеческих взаимоотношениях, о взаимоотношениях детей и родителей, предположим, то человек лишается той гармонии любви, которая должна соединять и сочетать людей друг другу.

Если мы говорим о непослушании по отношении к Богу, то трагедия еще в большей степени обрушивается на самого человека, потому что своим непослушанием он лишает себя живого общения с Богом. Но от этого любовь Божия к человеку отнюдь не иссякает, отнюдь Бог не перестает любить человека и благодействовать по отношению к нему. Существует глубочайшее заблуждение о том, что Адам согрешил, и Бог удалился от него, и с тех пор Адам, как некое несчастное существо в лице всего рода человеческого, пытается достучаться до этих неумолимых врат милосердия Божьего, но ничего у него не получается. Это глубочайшая подмена и глубочайшее заблуждение, потому что не Бог удалился от человека, а мы, люди, удалились от Бога, и Бог, напротив того, стучится в двери человеческого сердца в надежде, что эти двери отверзнутся навстречу Богу, Который смиряет Себя даже в этих обстоятельствах.

Помните удивительные слова в третьей главе Книги Откровения апостола Иоанна Богослова, где Господь говорит: вот Я стою у дверей и стучу. Вот Бог стоит у дверей нашего сердца, уподобляясь страннику, путнику и стучит в двери человеческого сердца в надежде, что эти двери отверзнутся навстречу Ему, но эти двери бывают глухи и очень часто совершенно никак не реагируют на стук этого дивного небесного Странника, желающего лишь одного – воцариться в этом доме, в доме человеческого сердца, чтобы там Ему царствовать, чтобы там Ему было место, чтобы там Ему обитель сотворить. Но нам вполне бывает комфортно и без этого небесного Странника, и потому мы бываем слепы, бываем глухи и бываем наги во всякой добродетели и оттого этого Странника, желающего жить в нашем сердце, отвергаем и прогоняем прочь. Быть может не так откровенно, но своим равнодушием, безразличием, холодностью, пристрастием к своим порокам и грехам мы отторгаем Его прочь, потому что как говорит премудрый Соломон, в злохудожную душу благодать Божия войти не может.

Это совершенно так, если нам хочется примирить непримиримое, грех и Бога, желающего жить в нашем сердце, то это невозможно, так же как каждому из нас не хотелось бы по доброй воле, по собственному желанию жить возле какой-нибудь помойки или какой-нибудь выгребной ямы. Иногда люди, далекие от Церкви и размышляющие о неких своих взаимоотношениях с Богом, очень часто произносят одни и те же, как мне кажется очень пошлые слова, говоря «Бог у нас в душе». Меня всегда коробит от этой фразы. Уверяю вас, ничего более пошлого изобрести и произнести невозможно. Когда человек, оставаясь тем, кем он остается, т.е. он творит беззаконие, он не кается в своих грехах, но при этом он говорит, что «Бог у него в душе». Но если нам с вами, я прошу прощения за то, что повторяюсь бесконечно в одних и тех же примерах, так как эта мысль не единожды звучала в моих устах, и я опять к этому возвращаюсь, поскольку есть тема вернуться к этой мысли, к этому рассуждению, так вот, если мы с вами не захотим по собственной воле жить в помойке, то почему мы считаем, что Бог захочет царствовать в нашем сердце, когда там гнездится смрад греха, нераскаянность, беззаконие, но при этом мы говорим так вот мило и трогательно «а Бог у меня в душе».

Докажите, — мне всегда хочется сказать этим людям, — покажите мне Бога в вашей душе, чем это выражается в вашей жизни, что такого в вашей жизни есть удивительного? А ведь если Бог в душе, и мы видим с вами яркие и удивительные примеры тому, когда действительно Бог в душе человека, мы можем это сказать и адресовать, скажем, святителю Николаю, преподобному Сергию, Матронушке и прочим угодникам Божиим, преподобному Серафиму Саровскому, Иоанну Кронштадтскому, вот у них действительно Бог был в душе, но почему-то ни один из них не говорил таких нелепых фраз «у меня Бог в душе». И мне этого вполне достаточно. Обычно как раз именно в этой связи звучит эта нелепая фраза, когда человеку предлагают необходимость быть ближе к Церкви, а он говорит, как-бы отмахиваясь, — зачем мне все это, у меня Бог в душе. Это ложь, это обман. И мне кажется это самообман, потому что человек действительно верит в то, о чем он говорит. Ему кажется, что он создал некие свои личные взаимоотношения с Богом, и они его вполне устраивают. Но человек не понимает одного, что он уподобился самому примитивному и банальному язычнику, потому что с Богом, в Которого веруем мы с вами и Который явил Себя роду человеческому, эта человеческая фантазия не имеет ровным счетом никакого отношения. Человек создает некую модель какого-то божка, какого-то идола, и вот ему кажется, что с ним он может очень удачно обо всем договориться, этот божок принимает его какие-то там жертвочки, какие-то знаки внимания и за это, конечно же, все ему прощает. Но это не Бог, это идол, это нелепость, иллюзия, глупая фантазия, которая ничего общего даже со здравым смыслом, не говоря уже о чем-то большем, совершенно не имеет.

Так вот, дорогие братья и сестры, мы сегодня с вами воспоминаем событие самое страшное, повторюсь, в истории рода человеческого. Грехопадение прародителей — эта трагедия, которая повлекла за собой необратимые процессы в истории всего мироздания. Люди лишились того, ради чего были призваны из небытия к бытию, и стали существами, действительно, совершенно ничтожными, несчастными и глубоко поверженными. Казалось бы, Адам, имел полноту познания, и мы видим тому удивительное доказательство и подтверждение в Священном Писании. Помните, есть удивительный момент, описывающий то, как Бог приводил к Адаму всех прочих созданных Им живых существ, и Адам должен был дать имена всем живым существам. Какой ум, какой разум он имел, каким познанием мира он обладал! Ведь для того чтобы дать имя тому или иному существу, не нарицательное, а собственное имя, необходимо было бы пронзить самую суть этого предмета, и тогда одним лишь словом выразить ту сущность живого существа, чтобы это имя осталось за этим живым существом навсегда. Именно эта власть была дана Адаму, и как жалко и ничтожно он пал, прежде всего, потому, что приступил заповедь Божию, малую заповедь, но ту, которая была способна воспитывать человека, созидать его, посредством исполнения этой заповеди он возрастал, восходя из силы в силу. Но он утратил бездарно и нелепо этот свой дар, быть венцом, вершиной всего мироздания. Именно это самое главное предназначение человека. Неслучайно Бог в последний творческий день, шестой день, творит человека, а до этого Он творит все то, что предшествует этому совершенству, чтобы тем самым подчеркнуть и показать власть человека над всем видимым миром. Но человек преступает заповедь, Богом ему данную, и становится существом глубоко несчастным, и все то, что ему Богом данное принадлежало, выходит из его послушания. Наверняка многие из вас видели замечательные иллюстрации к Священному Писанию, есть множество всевозможных изображений, свидетельствующих и повествующих об этом, есть замечательные гравюры, которые, наверное, всем известны, принадлежащие кисти Гюстава Доре, это несложно найти, все очень доступно. Я хотел бы обратить ваше внимание на одну из них, где изображается изгнание прародителей из рая, там есть очень интересная деталь в нижнем правом углу, когда Архангел с огненным мечом воспрещает вход прародителям, заграждает его, а опозоренные, уничиженные прародители изгоняются из рая во внешнюю жизнь, а вот в этом углу изображены животные, какие-то хищники, как мне помнится, которые ощерившись, зубы свои оскалили против того, кто еще так недавно ими обладал и властвовал.

Апостол Павел в Послании к римлянам говорит замечательные слова, что через грехопадение прародителей вся природа вышла из их повиновения, она тоже стенает совокупно с грехопадением людей. Т.е. эти страшные искажения произошли даже во внешнем мире, они коснулись не только людей согрешивших, но и всего окружающего их мира, всей окружающей их действительности. Святитель Иоанн Златоуст говорит замечательные слова, что то лукавое предложение, которое диавол сумел внушить согрешившим Адаму и Еве, так бездарно и страшно обратилось против них. Им было обещано, что они сами станут как боги, но нет, вместо этого они стали рабами, они стали существами несчастными и воцарились в Царствии мертвых. Они разменяли, утратили Царство любви Божией на Царство смерти. Вот такая была участь согрешивших прародителей и только лишь одним единственным способом и средством возможно было бы изменить это страшное происшествие, которое обрушилось через непослушание на весь человеческий род, — искупительной Жертвой Спасителя мира Господа нашего Иисуса Христа.

Никакие пророки, никакие праведники, никакие святые Божии человеку, обретавшиеся в пределах Ветхого Завета не способны были, что-либо изменить. Только лишь воплощение Спасителя, Самого Бога, так возлюбившего мир, что Сына Своего Единородного отдавшего, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел бы жизнь вечную, способно было изменить весь строй человеческой истории, и эта Жертва приносится во искупление всего рода человеческого. Заметьте, каким удивительным образом Бог спасает человека, через то, через что Адам согрешил. Адам согрешил через древо преслушания, но Древом же Крестным Бог спасает весь род человеческий, восходя на Крестное Древо и через это совершая искупительную Жертву Своею Крестною смертию за весь род человеческий. Удивительным свидетельством любви является то, на пороге чего мы с вами стоим, дорогие братья и сестры, потому что Великий пост это есть время покаяния, это время воздержания и нашей человеческой жертвы Господу за тот великий и неизреченный дар Его, обращенный ко всем нам.

Мы говорим об этом очень часто с вами, о том, что нас порой страшит время поста, как время ограничения, время воздержания, какой-то сосредоточенности, молитвенного большего обращения к Богу, но это должно не пугать, а радовать, потому что мы имеем такое святое и благословенное время. Я понимаю, что не более, чем повторяюсь в том, о чем говорю из раза в раз, но в этом вижу особый смысл и особое значение. Пост – это время, которым осмысливается вся наша жизнь, без какого-то ни было преувеличения. По крайней мере, год, которому по некоей завершенности можно уподобить нашу жизнь, он осмысливается именно этим святым и благословенным временем.

Мы с вами говорили совсем недавно, когда мир праздновал встречу так называемого Нового года, что люди вкладывают в смысл этого дня какое-то особое свое содержание и значение, если мы употребим подобную аналогию, то для нас верующих православных христиан Великий пост является тем временем, которое является гарантом того, как этот год пройдет для нас. Если мы будем усердствовать в этом святом благословенном времени, то действительно это окажется фундаментом всей нашей жизни, и даже если мы будем потом спотыкаться и падать под тяжестью тех или иных страстей, жизненных невзгод, скорбей и всего прочего, то это святое время даст нам возможность сопротивляться тому злу, которое кольцом пытается окружить нас и подавить, потому что это святое время дает нам запас духовной прочности, способной сопротивляться всему тому, что мир пытается предложить нам взамен самого главного, взамен Христу. Поэтому неслучайно именно сегодняшний день называется еще Прощеным Воскресением, по преимуществу мы будем об этом с вами говорить сегодня вечером, потому что удивительным трогательным чинопоследованием сегодняшнего вечернего богослужения мы будем друг у друга просить прощения, чтобы ничто не смогло замутнить не только наших человеческих отношений друг с другом, но и наших взаимоотношений с Господом. Сегодня в Евангелии за Литургией мы слышали с вами удивительные слова Христа, Который говорит нам, что если мы желаем быть прощены от Господа, то мы должны простить должникам нашим. Собственно те же самые слова мы говорим не один раз, повторяя каждый день в молитве Господней: Отче наш: остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим.

Т.е. это святое благословенное поприще святой Четыредесятницы можно уподобить тому, когда люди, находясь в стране уже совершенно неспособной сохранять их человеческое достоинство, очень много в истории было таких случаев, просто собирались общиной, какой-то большой группой и уходили, оставляя насиженное место, потому что здесь они становились рабами и для того, чтобы обрести вожделенную свободу, мир в своем сердце, они снимались с насиженного места и уходили прочь, для того чтобы там, в какой-то иной земле, быть может неведомой земле, обрести свободу, радость, покой и мир. И для того чтобы проделать этот путь беспрепятственно по возможности, они должны были иметь самое главное в своих отношениях, мир и согласие, потому что если люди, предпринимающие то или иное серьезное делание, не имеют между собой мира и согласия, то все их даже самые благие, самые светлые и великие начинания обречены на провал, они никогда не осуществятся.

Для нас же с вами самое главное дело нашей жизни – это спасение нашей души. Ничто не способно сравниться с этою главною задачею и целью, все остальное – тщета и не имеет никакого ровным счетом значения, если это не имеет отношения к нашему спасению. Что проку, как говорит Господь в Евангелии, если человек весь мир приобретет, а душе своей повредит или какой выкуп он даст за душу свою? Поэтому мы сейчас стоим на пороге этого дивного святого благословенного странствия, которое ведет нас в обители Отца нашего Небесного, в кровы Царствия Божия, потому что это венец всего человеческого предназначения и его призвания.

И посему мы должны прежде всего иметь мир между собой, чтобы ничто не могло омрачать наших отношений, чтобы мы способны были с радостным сердцем поддерживать друг друга, поспешествовать тем, кто немощен, подставить свое плечо под их немощь, чтобы если мы спотыкаемся, было кому и нам протянуть руку помощи. Помните, когда Моисей выводил израильтян из Египта, и когда они поспешно шли, бежали из рабства, они стариков поддерживали на своих руках, младенцев несли на себе, немощных поддерживали, сильные споспешествовали слабым. Вот этому можем и мы уподобить сегодняшнее время и предлежащее нам сорокодневное поприще, этому исходу из плена греховного в радость земли обетованной, в радость Царствия Небесного, которое Господь всем нам дарует своим Крестным страданием и тридневным Воскресением, Емуже Единому Богу, в Троице славимому и поклоняемому, подобает всякая слава, честь и поклонение Безначальному Отцу со Единородным Его Сыном и Всесвятым и Благим и Животворящим Его Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.